Фундаментальные представления о человеке

Философская антропология

Человек в системе социальных коммуникаций

Основные концепции происхождения человека

Фундаментальные представления о человеке

Человек как предмет философского анализа

Философская антропология

 

Философская антропология – это фундаментальная наука

· о сущности человека,

· о его отношении к природе,

· об основных направлениях и законах его духовно-исторического и социального развития.

Это философская дисциплина, развивающаяся в творчестве М. Шелера «Положение человека в космосе», Х. Плеснера «Ступень органического и человек», А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире».

 

Родоначальник философской антропологии – Макс Шелер (1874 – 1928 гг.). «Положение человека в космосе» (1928), «Человек в эпоху уравнивания»…

Он видит сущность человека не в мышлении, а в любви. Он отмечает, что «человек есть существо любящее (ensamans). Чувство, волнение и мышление и любовь в своем единстве обеспечивают уникальность личности.

 

Образы человека в истории философской мысли:

 

Демокрит: человек – часть космоса, микрокосм, символ Вселенной;

Аристотель: человек – живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни;

Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия;

И. Кант: человек – существо, принадлежащее различным мирам – природной необходимости и нравственной свободы;

Л. Фейербах: человек – венец природы, гармоничное единство Я и Ты;

Ф. Ницше: главное в человеке игра жизненных сил и влечений.

 

Марксистская трактовка человека основывается на понимании его как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. Каждый человек – неповторимая индивидуальность и вместе с тем носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса.

 

Содержание категорий человек, индивид, индивидуальность, личность:

Человек – высшая ступень живых существ на земле, целостный природно-биологический компонент, выражающий общие черты рода «человек».

Индивид (лат. – неделимый) отдельно взятый представитель человеческогно рода, общества.

Термин индивидуальность выражает уникальное своеобразие человека, его судьбы, характера.

Личность – понятие, в котором отражаются социально-культурные характеристики человека как носителя индивидуального Я, его самосознания, устойчивых свойств и качеств.

 

 

Идея о человеке как Божественном творении воплощена в Ветхом Завете, античной религии, включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души. В области философии эти идеи трансформируются в эсхатологические представления.

В античной культуре идея о человеке как разумном существе homo sapiens.

Разум – специфическое деятельное начало, свойственное только человеку, благодаря ему человек получает возможность познавать сущее таким, каким оно является само по себе.

Разум рассматривается как частная функция Божественного мира, продуцирующего идеи Логоса. Человек тем самым наделяется свойством, не содержащимся в природе (Анаксагор, Платон, Аристотель).

 

Видение человека было развито в различных традициях:

· в стоицизме

· в платоновско-августинианской и аристотелевско-томистской концепциях

· в философии Р. Декарта, И. Канта

· философских теориях Просвещения

· яркое воплощение нашло у Гегеля

 

Смысл трактовок:

Ø Разум и мировой Логос (дао) обладают одной и той же онтологической (бытийной) природой

Ø Разум, укорененный в мировом Логосе, в состоянии претворять в действительность свое идеальное содержание.

 

Идея о человеке как о существе, определяемом влечениями:

§ Демокрит, Эпикур;

§ Маккиавели, Бэкон, Гоббс, Юм, Милль, Конт, Спенсер;

§ Фейербах, Дарвин, Ламарк;

§ Фрейд, Адлер.