Абсолютное бытие
Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно трансцендентно. Постигается лишь откровением или рациональным умом. Оно лежит в основе всякого конкретного сущего и является творцом. Абсолютное небытие приравнивается к ничто, к полному отсутствию чего бы то ни было.
М. Хайлеггер писал: «Ничто – есть отрицание всей совокупности сущего, оно абсолютно не-сущее». В культуре иногда делается попытка выразить в виде художественного образа – черный квадрат Малевича.
Существуют различные трактовки понимания бытия:
1. Субстанциальная
2. Атрибутивная
Субстанциальная трактовка бытия формируется в Античной философии. В роли субстанции выступают как духовные (Бог, числа), так и материальные сущности (атомы, материя как первичный субстрат каждой вещи. Аристотель). Субстанциальное понимание бытия содержится в концепции Дж. Бруно, Лейбница – духовные сущности. У Бруно это монады как бесконечно малые духовные сущности. У Лейбница это монады, только они понимаются как активно деятельные образования.
Атрибутивная трактовка бытия формируется в Новое время. Р. Декарт, И. Кант. Декарт говорит: «Бытие само по себе реально, но в его реальности человек убеждается деятельностью сознания.
Классический вариант онтологии не лишен ограниченности. Анализ бытия как чистого бытия как бы уравнивает все сущее в мире. Человек интерпретируется как природный объект, подчиняющийся естественным законам.
В постклассической философии формируется новая онтология. Это онтология человеческой субъективности, бытия человека в мире.
Онтология субъективности рассматривает человеческое бытие в физическом мире и бытие в сознании, которое осмысливается человеком как временное и конечное, приобретает человеческое измерение. В постклассической онтологии много внимания уделяется теме онтологической судьбы человека, его неизбежному уходу из бытия в небытие, доказательству тайного смысла существования, идее вечной жизни человеческой души, представлению о социальном бессмертии человека, продолжение его жизни в потомках.
Выделяют два основных вида бытия:
Ø материальное;
Ø идеальное (духовное).
К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность: природные объекты, бытие вещей, бытие человека, бытие общественной жизни.
Идеальное бытие представляет явления духовной жизни человека в обществе – их чувства, насторения, мысли, идеи, теории. Идеальный вид бытия существует в виде понятий, формул, текста.
Идеальное и материальное бытие могут быть представлены в четырех основных формах бытия:
1.Бытие вещей, процессов природы;
2.Бытие человека;
3.Бытие духовного, идеального;
4.Бытие социального (бытие отдельного человека и бытие общества).
Главные сферы бытия:
· природа;
· общество;
· сознание.
Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры.
Онтологический анализ бытия стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты:
ü структурность;
ü динамику;
ü топологическая (пространственная);
ü темпоральнаая организация бытия (время).