Небытие

Бытие

Виды и формы бытия

Основные трактовки бытия

Понятие онтологии

Онтология как философское учение о бытии

 

Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.

 

Понятие онтологии ввел в философию в первой половине 18 века Вольф. Работа Вольфа «Первая философия или онтология» 1730 года. Он определял онтологию как науку о бытии вообще, считал ее первой философией.

 

Основоположники онтологии:

· Гераклит, Парменид, Платон

 

Онтология изучает всеобщие принципы и законы организации реальности во всех сферах ее бытия. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности.

 

Центральные категории онтологии: бытие и небытие.

Понятие бытие фиксирует все то, что есть, что существует. Категория «бытие» означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличие. Философская категория «бытие» отражает существование как таковое безотносительно к его конкретному носителю. Вокруг учения о бытии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии.

Основные трактовки бытия:

· Мифологическое истолкование бытия

· Натурфилософская онтология

· Классический вариант трактовки бытия

· Современный этап – это позитивизм и экзистенциализм.

 

Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.

 

Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.

 

Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу.

Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.

 

 

В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутствовать.

 

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование.

 

Наиболее фундаментальная философская проблема – это соотношение бытия и небытия.

Парменид ставит вопрос: «Что является изначальным: бытие или небытие?» Это вопрос об определенных основаниях мира и природе его существования.

А. Чанышев говоря о категории небытия, отмечает, что все возникает на время, а погибает навечно. При этом даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия. Оно представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.