Небытие
Бытие
Виды и формы бытия
Основные трактовки бытия
Понятие онтологии
Онтология как философское учение о бытии
Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.
Понятие онтологии ввел в философию в первой половине 18 века Вольф. Работа Вольфа «Первая философия или онтология» 1730 года. Он определял онтологию как науку о бытии вообще, считал ее первой философией.
Основоположники онтологии:
· Гераклит, Парменид, Платон
Онтология изучает всеобщие принципы и законы организации реальности во всех сферах ее бытия. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности.
Центральные категории онтологии: бытие и небытие.
Понятие бытие фиксирует все то, что есть, что существует. Категория «бытие» означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличие. Философская категория «бытие» отражает существование как таковое безотносительно к его конкретному носителю. Вокруг учения о бытии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии.
Основные трактовки бытия:
· Мифологическое истолкование бытия
· Натурфилософская онтология
· Классический вариант трактовки бытия
· Современный этап – это позитивизм и экзистенциализм.
Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.
Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.
Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу.
Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.
В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутствовать.
Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование.
Наиболее фундаментальная философская проблема – это соотношение бытия и небытия.
Парменид ставит вопрос: «Что является изначальным: бытие или небытие?» Это вопрос об определенных основаниях мира и природе его существования.
А. Чанышев говоря о категории небытия, отмечает, что все возникает на время, а погибает навечно. При этом даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия. Оно представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.