Социальная экология.
Проблема взаимосвязи общества и природы
Концепция биосферы
В. И. Вернадский
Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека.
Ноосфера(noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.
В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:
· Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе.
· В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.
· В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим.
· Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.
Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.
Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.
Краткие выводы:
Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях),
Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму.
Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека.
Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».
Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека.
Основные модели социальной экологии:
Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога.
Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт). идеал деятельного активного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.
Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.
Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель.
Социальная экология – это взаимодействие общества и биосферы.
Понятие «социальная экология ввели Р. Парк и Э. Берджесс.
В настоящее время разрабатывается концепция устойчивого развития системы «Общество-природа». Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и достижения сбалансированного социоприродного развития.
В Республике Беларусь разработаны национальные концепции устойчивого развития системы «Общество-природа». Приоритетным объявлен экологический императив.
Экологический императив обеспечивает переход от реагирования и исправления к принципу «Активной профилактики».