Экзистенциальная диалектика

Негативная диалектика

Концепция социальной диалектики

Неомарксистские концепции диалектики

Категории материалистической диалектики

Основные принципы и законы диалектики

Основные принципы диалектики:

Ø Принцип материального единства мира;

Ø Принцип всеобщей связи;

Ø Принцип развития.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей;

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3.Закон отрицания отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и движущих силах развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство прерывности и непрерывности развития, раскрывая механизм этого процесса.

Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить прогрессивную направленность циклов развития изменяющихся объектов.

 

· общее – особенное – единичное;

· содержание и форма;

· необходимость и случайность;

· причина и следствие;

· сущность и явление;

· возможность и действительность и др.

 

Постклассические версии диалектики

Постклассические версии диалектики связаны с радикальной критикой рационалистической традиции. В рамках неомарксистской доктрины в 20 столетии развиваются варианты диалектики:

¨ «праксиса»;

¨ «негативной диалектики»;

¨ «авангардистской диалектики эстетического нигилизма» и др.

 

Одна из первых концепций неомарксистских концепций диалектики была предложена в книге Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике» (1923 г.). Обозначены основные мировоззренческие и методологические ориентиры диалектической философии в его лево-радикальной интерпретации.

 

 

Отличительной особенностью, предложенной в работе Д. Лукача концепции социальной диалектики являлось то, что теоретические построения Гегеля истолковывались в духе основополагающих идей и категорий «Капитала» К. Маркса. Это придало данной концепции очевидную социально-практическую заостренность.

 

 

 

Представители Франкфурсткой школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно), разрабатывая разрабатывали свою версию «критической теории». В 1966 году выходит работа Т. Адорно «Негативная диалектика». Задача – обосновать несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества».

 

 

С. Кьеркегор претендует на разработку «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как «качественную».

 

Экзистенциальная диалектика – это своеобразная субъективная логика существования личности, переживание ею своей уникальности и неповторимости.

 

Кьеркегор Серен Обю (1813-1855), датский философ, теолог, писатель, написал следующие известные работы:

Ø Страх и трепет (1843 г.);

Ø Философские крохи (1844 г.);

Ø Понятие страха (1844 г.);

Ø Сталии на жизненном пути (1845-1847 гг.);

Ø Дело любви (1847 г.).