Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

4. Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.117-177.

Дополнительная

1.Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987. № 6.

2.Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990.

3.Бытие //Вопросы философии. 1989. № 4.

4.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974.

5.Диалектика познания. Компоненты. Аспекты. Уровни. Л., 1993.

6.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

7.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.

8.Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.

9.Канке В.А. Философия. М., 1997.

10.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

11.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

12.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.

13.Юдин Э.Г. Методология. Системность и системный подход. М., 1997.

14.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

 

План лекции:

1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное в познании.

3. Теория истины. Проблема критерия истины.

4. Наука как специфическая форма развития познания.

5. Методы научного познания.

6. Основные понятия и принципы синергетики

 

1) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включен­ного в систему социокультурных связей, чья актив­ность направлена на достижение тайн противосто­ящего ему объекта.

Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать пред­метом его познавательной деятельности, любые фан­тазии и гипотетические ситуации.

Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.

Характерные черты познания:

--познание есть сущностное отношение к миру;

--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

 

2) Чувственное и рациональное в познании

В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены.

Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего).

Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного – элементы, а для рационального они составляют сущность.

К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления.

Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений.

Итак, познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.

Единство чувственного и рационального в познании.

Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет.

Само понятие является результатом исторического опыта человечества или группы. Они постоянно сопоставляются с непосредственным опытом людей, их интересами, проверяются и уточняются на практике.

Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере. Чувственное отражение – не механическое фотографирование внешнего, а результат активного осмысленного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов и понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек подводит восприятия под эти понятия и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия.

 

3). Теория истины. Проблема критерия истины.

Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:

1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности.

2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).

3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.

Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.

Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.

Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.

На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное – моменты объективной истины.

Практика – это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание – диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания.

Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.

 

4) Наука как специфическая форма развития познания

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое вре­мя сложившийся образ науки считался единственно возмож­ным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духов­ной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гумани­тарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рацио­нальность. В науке новые сведения о реальности формулиру­ются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.

Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:

1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.

2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.

3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.

Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.

 

5) Методы и формы научного познания

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

 

6). Основные идеи и принципы синергетики

Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур).

Основные принципы синергетики:

1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем – речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии;

2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития;

3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития;

4.целое и сумма частей – качественно различные структуры

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры – структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.

 

Вопросы и задания к самоконтролю

1. Когда возникло представление о познании как субъектно-объектном отношении?

2. Каково соотношение чувственного и логического познания?

3. Какая процедура лежит в основе восприятия – отражение или интерпретация?

4. Раскройте основные типы рациональности.

5. Какие сущесbygoogle || []).push({});