Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа

План лекции

1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики.

2. Основные законы развития.

3. Категории детерминации.

4. Категории структурных отношений.

5. Диалектика и системный подход.

 

1) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики

Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.

Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Отличие и соотношение диалектики и метафизики.

1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.

2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;

3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.

4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика – внешняя сила.

Диалектика – наука о вещах, метафизика – о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.

Диалектика – это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.

 

2) Основные законы диалектики

Закон – существенная, устойчивая, общая необходимая связь явлений. Выделяют 3 закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник и внутреннее содержание всякого развития.

Противоположности – различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие – взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник.

Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.

Они столь же материальны, что и вещи.

Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем.

Количество – совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей.

Мера– единство количества и качества.

Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний.

Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития.

Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий.

Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.

 

3) Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность)

Причина и Следствие

Одной из главных задач науки является ответ на вопрос "почему". Поиски этого от­вета со времен активности порождают категорию причины. Детерминизм – учение о причинно-следственных связях и отношениях явлений

Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения).

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.

Необходимость и Случайность.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком.

Необходимость - это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это такой способ реализации возможности, который в отдельных ус­ловиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превраща­ется в действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления не­обязательно вызывает появление другого явления.

Случайность - это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.

Возможность и Действительность

Данные категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возмож­ности в действительность. Возможность — это то, что может произойти необходимым или случайным обра­зом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

Возможность отражает существование в предметах и процессах тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что уже реально существует.

 

4) Категории структурных отношений (единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое)

Единичное и Общее

Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.

return false">ссылка скрыта

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.

Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков при­надлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.

В истории философии существовала проблема универсалий:

Содержание и Форма

Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопостав­ляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель счи­тает, что материя есть единство содержания и формы.

Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, со­бытий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.

Форма - это принцип упорядоченности, способ существования и выражения данно­го содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).

Диалектика Содержания и Формы

Форма и Содержание взаимосвязаны. Но их взаимосвязь не одинакова:

Сущность и Явление

Данные категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

С самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.

Сущность — это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, оп­ределяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.

Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случай­ных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. Явления - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характе­ристики того или иного предмета.

И общее и единичное обладают сущностью и явлением, таким образом, сущность - ка­тегория собирательная. Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.

 

5) Диалектика и системный подход

Со второй половины 19 века в связи с научной революцией развивается системный подход. Теория систем углубляет диалектическую концепцию развития.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Структура – закономерная устойчивая связь между элементами системы.

Основные системные принципы:

1.Принцип целостности (несводимость свойств системы к сумме составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства от его места, функции внутри целого);

2.структурность (возможность описания Системы через установление ее структуры, обусловленность поведения Системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

3.взаимозависимость Системы и среды ( Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой);

4.иерархичность (каждый компонент Системы может рассматриваться как Система, выступая как один из компонентов более широкой Системы).

5. Саморегулирование характеризует высокоорганизованные целостные системы и предполагает наличие специальных подсистем управления в виде механизмов, институтов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как понимают противоречие метафизики?

2. Чем определяется качество предметов?

3. От чего зависит и чем определяется форма скачка?

4. Покажите на примерах действие законов диалектики.

5. В чем проявляется активность формы по отношению к содержанию?

6. Как возможно познание сущности?

7. Что такое детерминизм?

8. Какие существуют виды возможностей?

9. Какова диалектика необходимости и случайности?

10. В чем проявляется единство диалектики и системного подхода?