Исторические формы мировоззрения

Уровни мировоззрения

Мир впервые предстает в сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла. Это обыденный уровень (1) мировоззрения (обыденное мировоззрение). Формируется стихийно и опирается на повседневные потребности человека. Сильная сторона обыденного уровня – опора на непосредственный жизненный опыт; слабая – фрагментарность, не проникает в суть вещей, мало использует опыт науки и культуры. Обыденное мировоззрение допускает соединение несовместимых (логически и культурно-исторически) идей.

(2) рационально-теоретический, концептуальный

Мировоззрение формируется целенаправленно, осознанно; обладает системностью, выражается в понятиях. Осмысление мира и человека носит теоретический характер. Философское и научное мировоззрение. Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

 

 

Мифология Религия Философия
Преобладание эмоционально-чувственного восприятия Преобладание чувственного восприятия Рациональное мировосприятие
Приверженность традиции «Вера» возводится в принцип Разум ставится выше веры
Символизм и аллегоричность Система догматов Формирование абстрактных понятий
Отсутствие рациональных понятий Разум занимает подчиненное положение Используются наблюдения, сравнения, анализ, доказательства, выводы
Мир синкретичен (слитность, неразделенность различных сфер) Мир дихотомичен (сверхъестественный и естественный уровни; сакральный и профанный) Мир един и упорядочен    

От мифа к логосу: нарастает вектор рациональности

 

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философия – теоретически оформленное, системно-рационализированное мировоззрение.

Как особая форма освоения действительности, ориентированная на логико-рационалистическое обоснование системы знания, философия возникла в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э.

Примерно в это же время, в середине I тысячелетия до н.э., в двух других культурных центрах Земли – Индии и Китае – происходят аналогичные процессы зарождения интеллектуальной традиции. К.Ясперс назвал этот период (8-2 вв. до н.э. )«осевым временем».