Понятие о литературном процессе.
Русского литературного процесса
Философы Лекция №1.
Естествознание. Научная картина мира.
Первоначально философия формировалась как форма теоретического знания о мире и человеке. В одном мыслителе совмещалось и познание природных объектов, и мировоззренческое осмысление мира и человека. С начала XIX в. естествознание выделилось в самостоятельную дисциплину и наука самоопределилась под лозунгом: «наука сама себе философия». Суть: нет смысла заниматься пустыми размышлениями, нужен практический результат познания, который есть критерий истины в последней инстанции. Задача науки – познание с целью преобразования природы в интересах человека.
Каждое познание начинается с выделения объекта. Что является объектом научного познания? Фрагмент действительности, который концептуализируется в качестве теоретического объекта и определяет пределы дисциплинарности. Т.о. научная дисциплина – это не мировоззрение. Это познание фрагмента действительности, в частности, в естествознании нет человека как такового. Результат – научная картина мира (НКМ) как представление о мире через призму данной дисциплинарности (физическая, синергетическая, кибернетическая и пр. НКМ).
Первый тип НКМ связан со становлением в культуре Нового времени механистической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная НКМ Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.
Темы семинарских выступлений:
1. Мировоззрение – наиболее общее представление о мире (способ ориентации в мире). Универсалии культуры.
2. Возникновение и универсалии мировых религий: христианство, буддизм, ислам.
3. А.Н. Чанышев: возникновение философии, основные философские проблемы, её роль в обществе.
4.Рефлексия (самопознание) – способность встать в позицию «наблюдателя» по отношению к себе
5. М. К. Мамардашвили: философия как как «способ созидания человеком самого себя» («человекообразующая машина»).
3. Философия и наука как формы теоретического познания, мировоззрение и научная картина мира.
6. С. В. Борисов: «наивная философия» детства.
Тема: «Общая характеристика
конца 20- века – начала 21века»
Литературный процесс – это формирование, развитие и становление художественной литературы, а также ее бытование в различных формах в обществе. Историческая хронология чаще всего оперирует категорией века, ее первой и второй половины, а также четвертью века, соответственно относящейся к началу, середине или концу столетия. В литературоведении также принято понятие века, а потому литературный процесс связан с временными и пространственными понятиями. Его можно определить как
- литературный процесс определенного времени: литературный процесс столетия - 18, 19, 20, литературный процесс мировой литературы, то есть многих столетии;
- литературный процесс определенной страны, региона, всего мира – литературный процесс французской или английской литературы 19 века, западно - европейской или африканской литературы
Мы будем рассматривать особенности литературного процесса русской литературы с 60 – х годов 20 века и начала 21 века, его последнего десятилетия. Таким образом, предметом нашего внимания будут пятьдесят лет развития отечественной литературы.
Название курса звучит «Актуальные философские проблемы в современной русской прозе». Современность предполагает рассмотрение литературного процесса последнего десятилетия. Но расширение временных рамок обусловлено тем, что основное содержание современных произведений имеет истоки в последней четверти двадцатого века , и есть необходимость показать традиции и взаимосвязь произведений, развитие методов художников, их философских и мировоззренческих систем.