Главное в споре не истина, а победа.
Разделы философии софистов
Характеристики эпохи и культуры
Италийская. Возникла в греческих колониях Италии.
1) Философия Пифагорейского союза (Кротон).
2) Философия Элейской школы (Элея).
Критика Ионийской философии:
1) Материальный мир не прочен и не вечен, значит такого и основание (материя), на котором он существует.
2) Материальные свойства зависят от нематериальных характеристик.
Пифагорейский союз. Основатель Пифагор. Учение состоит из двух частей:
1. Акусмата – система правил жизни, которые призваны подготовить тело и душу для восприятия мудрости.
2. Математа – религиозно-философское учение о первоначале.
3. III-I вв. до н.э. Период заката (период эллинизма).
Античная философия периода расцвета (5-4 века до н.э.)
Греция одержала победу над персией. Греческие города-государства объединяются в 2 военно-политических союза: Аффинский(расцвет демократического государства), Пилопонесский (Спарта-олигархическое государство с вертикалью власти, гражадане имели только совещательный голос).
В эпоху демократии происходит расцвет публичной общественной жизни, расцвет риторики и софистики.
Философия софистов и Сократа(конец 5века до н.э.)
Софист-мудрец (с греч.).
Характеристики:
1. первые платные учителя мудрости
2. первые греческие просветители, критиковали обычаи, традиции предков («наш разум в каждом из нас и есть бог» не следует полагаться на авторитет, на традицию
3. мудрость-прежде всего личное благо, кто приуспел, кто живет не засчет семьи, своего происхождения, кто добился всего в жизни сам. Только его можно назвать воистину мудрым. Но научиться этому можно каждому. Софисты «демократизировали» мудрость.
4. Умение делать лучший для себя выбор, в любой ситуации так повернуть все, что бы одержать победу, получить выгоду.
Онтология-учение о мире.
Старшие софисты-Протагор,Горгий, Гиппий
Крзис физики: софисты выелили человека из мира природы(фюзис-мир природы, естественный природный, номос-разумный, социальный мир). Человеческая жизнь строится на других началах, чем природная. В природе есть вечные законы. Законы социальной жизни устанавливают сами люди.В их создании они руководствуются тем, что им выгодно. Людьми движут их личные интересы. Мир человека-не мир вещей, а мир ценностей. Ценности выражают отношение к вещам, окружающим человека. Оно зависит от точки зрения человека, от его мнения. Софисты не отрицают физическую реальность, материя есть, было бы глупо в этом сомневаться.Какова материя во многом определяется состояние человека(болезнь, состояние органов чувств, возраст, опыт, настроение).
Антропоцентризм-отнологический принцип, признающий в качестве субстанции мира человека.
Появление софистов и Сократа показывает переход философиии к человеку как к центру мира.
Субъективный идеализм-онтологическое направление, признающее в качестве субстанции человеческой жизни сознание человека.
Релятивизм-онтологический принцип, признающий относительность всего существующего, изменчивсть..
Гносеология-учение о познании и знании.
Софисты отрицают обективность познания, объективную истину. Каждое мнение-истина.
Главное-уметь ее доказать.
Софизм(уловка, головоломка-буквальный перевод)-гносиологический принцип, представляющий собой способ рассуждения, сознательно вводящий в заблуждение, допускающий противоречия.
Приемы: подменять начения понятий, (лучше потерять родину, чем жизнь, ведь теряя жизнь, мы вместе с ней теряем все, в том числе и родину). Абсолютно нарочито обсурдное утверждение, переход на личности, и т. д.
Истина это то, что полезно и выгодно каждому.
Агностицизм-отрицание познаваемости мира таким, каким он существует объективно и возможности иметь знание о нем.
Аксиология софистов.
Аксиология-филосовское учение о любых ценностях.
Все ценности относительны. Каждый в праве создавать личную систему ценостей.
Индивидуализм-аксиологический принцип, признающий или обосновывающий право человека на личную свободу, личные убеждения, ценности, образ жизни, мировоззрение.
Отрицает общезначимый критерий оценки человеческих поступков, основы человеческой жизни.
Аморализм-аксиологический принцип-отрицание общезначимости нравственных ценностей.
Уметь опреелить, к какой группе отнести гносиологические, аксиологические, онтологические определения.
Прочитать про философию сократа, про ввод в философию понятие диалектика.
Диалектика-искусство спора, искусство вести беседу, способ рассуждения, представляющий собой всестороннее обсуждение предмета с целью определения истины(тремин диалектики определяется в субъективном смысле. Субъективная диалектика-искусство рассуждать, вести беседы).
Различия Скората и софистов
Общее-антропоцентрим и субъективный идеализм.
Отличие-гносиология. Сократ признает познанаваемость мира, признает, что в мире людей есть общие ценности, именно они составляют основу человеческой души.
Критика софистов:
1. мудрости нельзя научить, можно только научиться самому, тем более за деньги. Это растлевает умы. «познай самого себя»
2. мудрость общее благо,, а не личное: она не может приносить одним выгоду, а другим вред.
3. Мудрость делает человека лучше, разивает в нем не эгоистические потребности и интересы, а способствует их преодолению, делает человека лучше
4. мудрость не может быть мнением, это знание, а оно общее для всех, имеет объективное содержание.
Приемы сократического диалога.
1. Ирония-тонкая насмешка, разрушающая ложные знания
2. Майевтика(помощь при родах)-рождение знания. Любое мнение ложно, а истинным может быть только знание, мнение у каждого свое, оно субъективно.
Истина-знание, выраженное с помозью понятий.
Метод рассуждения-индуктивная логика, рассуждение от частных примеров к общему теоретическому рассждению. Если познали содержимое нравственных понятий, то и выбор будем делать осознанно, со знанием дела.
У человека в мире 2 пути:
• если его мотивы только эгоистически
• действует по моральным мотивам, восстанавливает гармонию мироздания
Отличие морального мотива от других мотивов-он является общим благом, приносит пользу всем, бескорыстный мотив, сознательный внутренний свободный выбор.
Этизм-аксиологический принцип, признающий в качестве абсолютных ценностей человекческой жизни моральныее.