Периодизация
Функции философии
1. Мировоззренческая.
2. Познавательная – познает мир в целом и создает общую теорию познания.
3. Методологическая – предоставляет методы для других областей познания.
4. Прогностическая – предлагает новые ориентиры и цели для развития.
5. Критическая – подвергает критике любые человеческие идеи, законы, нормы, чтобы обосновать их смысл или признать их бессмысленность. Учит свободомыслию без опоры на догмы, авторитеты, тем самым расширяя сознание, развивая его.
6. Гуманистически-воспитательная – ориентирует на положительные идеалы и ценности.
7. Этическая.
8. Эстетическая.
9. И т.д.
1. Конец VII-VI вв. до нашей эры. Период возникновения. Ранняя философия.
1.1 Ионистская философия.
1.2 Италийская философия.
2. V-IV вв. до н.э. Философия расцвета.
2.1 Философия софистов и Сократа
2.2 Философия Демокрита.
2.3 Философия Платона.
2.4 Философия Аристотеля.
3. III-I вв. до н.э. Период заката (период эллинизма).
3.1 Философия эпикурейцев.
3.2 Философия киников.
3.3 Философия стоиков.
3.4 Философия скептиков.
4. I-V вв. н.э. Период упадка и гибели.
4.1 Философия римских стоиков.
4.2 Философия неоплатонизма.
Основные мировоззренческие принципы классической античности
1. Космоцентризм – онтологический принцип, признающий в качестве субстанции Природу, Космос.
Онтология – философское учении и бытии.
Бытие – философская категория, обозначающая все, что существует, сам принцип существования.
Субстанция – философская категория, обозначающая основу всего существующего.
Космос (украшенный):
1) Свободная стихия.
2) Сам себя ограничивает, сам себе дает закон.
3) Прекрасный мир, он гармоничен, соразмерен.
2. Человек – микрокосм (малая часть космоса). Он находится в неразрывной связи с целым миром, а значит он столь же совершенен, как и целое.
3. Основа совершенства человека – его разум. Разумом он ограничивает природу, т.е. вносит порядок в свою жизнь.
4. Основные ценности античного образа жизни:
1) Мудрость – способность самостоятельно устанавливать меру.
2) Мера.
3) Мужество – воплощение меры, установление меры в своей жизни.
4) Справедливость.
Ранняя античная (греческая) философия
Главная философская проблема – постижение природы вещей, тема первоначала.
1. Ионийская философия (район малой Азии, область греческого мира). Это философия Милетской школы и Гераклита (Эфес).
Милетская школа – система учений трех великих философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Это была натурфилософия.
Общие принципы Милетской школы:
1) Первоначало – природная стихия, вещество.
a. Фалес – вода. Аргументы: из воды все возникает, водой все управляется, в воду все разлагается. Закон мироздания по Фалесу: вода – начало и конец всего. Вода – идея, с помощью которой он объясняет устройство мира, его единство, взаимосвязь.
b. Анаксимандр – апейрон (беспредельное, безграничное вещество). Аналог – некое одно. Его аргументация: у него нет предела, поэтому он может порождать безграничное многообразие. Он не имеет формы, поэтому существует только в вещах и через вещи выражает себя. Бесконечен и вечен.
c. Анаксимен – воздух. Аргументация: воздух не имеет формы в неподвижном состоянии, проявляет себя в движении. Воздух – мировая душа.
Гераклит – огонь. Закон огня: все едино. Основа единства – противоположное. Борьба противоположностей - сила, рождающая все. Одно неизбежно превращается в противоположное. Закон мироздания: вражда – отец всего и царь всего. Движение - основа мира.
Материализм – философское направление, признающее в качестве субстанции вещество (материю).
Характеристики материализма:
1) Стихийный или наивный (не имеет обоснованного объяснения).
2) Диалектика – онтологический принцип, обосновывающий взаимосвязь и развитие мира. Первый диалектик – Гераклит.
Общий принцип – единство мира. Аспекты единства:
1. Генетическое (по происхождению).
2. Структурное (по организации).
3. Функциональное (единство по взаимодействию).
4. Атрибутивное (по универсальным свойствам)
5. Познаваемость мира. Внешнюю природу мы постигаем с помощью чувств, внутреннюю – с помощью разума.