Нравственный мир

Нравственное сознание

Духовная жизнь древних греков

В 6 веке древнегреческая мифология распадается на:

1. научное сознание (научный мир, мир вещей, человек - некая сила, активность, преодоление сопротивления вещей, человек познаёт и преобразует (на практике) мир, человек умелый).

2. эстетическое сознание (мир высших ценностей, сфера праздничной возвышенности, человек - существо играющее).

3. нравственное сознание

4. религиозное сознание

 

Это мир высших ценностей. Центральная ценность здесь уже другая - это добро или благо. Фон, на котором существует добро или благо, контекст, в котором он себя обнаруживает - это сфера долга. Добро или блага наоборот требует от человека, чтобы он ориентировался на него в своей жизни, реализовывал его в своих поступках. Можно сказать, что в нравственном мире от добра к человеку исходит некий призыв. И человек на этот призыва должен ответить. И в этом плане нравственный человек - это существо ответственное. Можно сказать, что в нравственном мире от добра или блага человеку исходит некая весть. И ему свойственно жить с этой вестью. Для него свойственна совесть.

Жизнь с вестью. Это существо совестливое.

Между эстетическим и нравственным мирами существует очень тесная связь. И не просто потому что тот и другой - это ценностные миры. Дело ещё и в том, что и эстетический и нравственный миры ориентированы на личность. Именно человека с личностными характеристиками они предполагают. Или ещё то, что и тот и другой миры взывают к личности. Однако эстетический мир в первую очередь оперирует к таким качествам личности, как индивидуальность, неповторимость.

В сущности эстетический мир никогда не существует в единственном числе. Эстетических миров всегда много. Их столько же, сколько личности, достигших в стадии индивидуальности.

И логическим путём убедить личность расстаться со своим эстетическим миром и перейти в другой в эстетический мир невозможно. Это эстетическая сфера. Хорошо это видно в сфере искусства.

 

Научный мир - неличностный мир.

Мир вещей - мир физических, химических свойств. Не предполагает человека, как некую неповторимость.

Нравственный мир обращается к такому качеству личности, как самостоятельность, способность выбирать, как поступить в той или иной ситуации. А более широко, какую стратегию жизни выбрать.

Нравственность предполагает всё-таки выбор человека того или иного поведения, того или иного поступка. Если есть ситуация выбора.

Мифология, как набор общезначимых норм поведения человека, регулирует его поведение жёстко, однозначно. В сущности, не предоставляя возможности выбора, однозначно.

Потому что жизнь первобытных коллективов была однозначно простой. Как раз допускающей следований обозначенных предписаний.

Более того, это было необходимо. Первобытные социумы могли выжить лишь будучи сплочёнными коллективами, где индивиды действовали однообразно.

Единообразное поведение делало коллектив сплочённым.

Что качается нравственности, она наоборот предполагает для человека возможность выбора как поступить, но разлагает на него ответственность на этот выбор. Ситуация выбора, которая предполагается выбором - это ситуация столкновения.

Нередко возникают ситуации, когда вся совокупность норм реализована быть не может. Но между нормами, которые регулируют поведение человека, приходится выбирать.