Курс 2, семестр 4

II. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

I. Распределение общего объема часов по видам учебной работы

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Студенты должны продемонстрировать прочные знания историко-литературного процесса первой половины XIX века; иметь ясное представление о своеобразии художественного творчества писателей прошлого; показать умение целостного анализа художественного произведения; предъявить конспекты научных работ; знать наизусть указанный объем стихотворных текстов.

1. Общая характеристика русской литературы Х1Хв. / 1пол. /.

2. Жизнь и творчество В.А. Жуковского.

3. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова.

4. И.А. Крылов – баснописец.

5. Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева.

6. Личность А.С. Грибоедова и комедия «Горе от ума».

7. Опыты профессионального самосознания в лирике А.С. Пушкина.

8. Биография А.С. Пушкина как научная проблема.

9. Лирика А.С. Пушкина 1813-1820 годов и поэма «Руслан и Людмила».

10. Лирика А.С. Пушкина 1820-1826 годов.

11. «Южные» поэмы А.С. Пушкина.

12. Поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Полтава».

13. Лирика А.С. Пушкина 1827-1836 годов.

14. «Болдинские» поэмы А.С. Пушкина.

15. Роман «Евгений Онегин» и отраженная в нем действительность.

16. Художественная структура романа «Евгений Онегин».

17. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

18. Новелла А.С. Пушкина «Пиковая дама».

19. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

20. Сказки А.С. Пушкина.

21. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов».

22. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

23. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

24. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».

25. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…» и «Мцыри».

26. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

27. Роман М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени».

28. Поэзия Е.А. Баратынского.

29. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

30. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород».

31. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

32. Драматургия Н.В. Гоголя / «Ревизор», «Женитьба» /.

33. Художественный метод «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизора» Н.В. Гоголя / сравнительный анализ /.

34. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению.

35. Поэтика «Мертвых душ».

36. Поздний Гоголь. Письмо В.Г. Белинского к Гоголю / 1847 /.

37. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского.

 

 

Курс семестр Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС
«Связи с общественностью»                
«Издательское дело и редактирование»                  

 

Общая трудоемкость дисциплины ____ часов (специальность «Связи с общественностью»; ______ часов (специальность «Издательское дело и редактирование»

Формы контроля:

текущий контроль в форме индивидуальных консультаций на практических занятиях ( проверка тетрадей с лекциями , проверка конспектов научно-критической литературы , викторины по биографии и творчеству писателей);

промежуточный контроль (контрольные работы, эссе, рецензии, чтение стихотворений наизусть );

итоговый контроль - экзамен (для специальности «Связи с общественностью»; зачет (I семестр), экзамен (II семестр) – для специальности «Издательское дело и редактирование»

 

Цель курса-осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века)

Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:

- дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

- познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;

- рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;

- ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;

- углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения;

- создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе.

 

Решающую роль в успешном изучении литературного материала играет самостоятельная работа студента (работа с учебной литературой, материалами лекций, научной и критической литературой, просмотр учебных и художественных фильмов, спектаклей, написание рецензий, отзывов, эссе). Соответственно, программа оснащена библиографией, включающей научные, учебные, справочные издания, а также литературу по творчеству рассматриваемых в курсе писателей. На заключительном этапе изучения дисциплины студенты представляют результаты своих проектов.

Место дисциплины в учебном процессе: курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов II года обучения по специальностям «Связи с общественностью», «Издательское дело и редактирование» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы»

 

 

III. Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование»

( с распределением общего бюджета времени в часах)

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часов) Методические указания студентам Внеаудиторная СРС  
Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)  
Лекции Семинарские (практические) занятия      
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора    
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. 4/2   Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии  
3. Формирование и развитие русского классицизма. 4/1   Оформление модели художественного метода    
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма 1/1   Оформление модели художественного метода    
5.Национальное своеобразие русской литературы XIX в 2/2   Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода    
6.Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, конспектирование статей к практическому занятию    
7. Возникновение романтизма. Творчество В.А. Жуковского. 2/2   Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта) текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть  
8. Творчество поэтов пушкинского круга ( К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов).   Заучивание стихотворений А.С. Пушкина Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов  
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. 3/2   Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть  
10. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев.   Подготовить конспект научных статей по теме лекции    
11. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина 3/2   Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина  
12. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности   4/3   Изучение литературы по теме лекции    
13. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение.   5/3     Изучение литературы по теме лекции   промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова  
14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения .   1/1   Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета    
15. Лирика А.Фета.     Конспектирование статей к практическому занятию № 4 Выразительное чтение стихотворений А. Фета  
16. Лирика Ф.И. Тютчева   Конспектирование статей к практическому занятию № 5, Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист» Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть  
17. Лирика Н.А. Некрасова     Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова  
18. Романное творчество И.А. Гончарова 2/2   Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме?  
19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. 2/2   Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени»    
20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов   Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую Проверка конспектов критических статей  
21. А.Н. Островский как создатель национального театра 3/1   Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене Написание рецензии на спектакль  
22. Творческий путь Л.Н. Толстого 4/3   Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию № 7 текущий контроль (проверка конспектов статей)  
23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев     текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского)  
24. Судьба и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди» как дебютное произведение. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание» 4/3   Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского)  
25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)     текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века)  
26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе и драматургии. 3/2   Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова Консультация перед итоговым экзаменом  
27. Русская литература и современность (защита проектов)   Защита индивидуальных проектов