Дидактические и методические принципы обучения грамматике.

Задачи обучения грамматике младших школьников.

Начальные классы – это первая ступень обучения, которая не даёт законченного грамматического образования, но должна подготовить ученика к обучению в следующем звене школы.

В основе обучения грамматике лежат следующие исходные положения:

1. Язык – это основное средство общения (коммуникации) людей, поэтому в изучении родного языка в школе преобладает коммуникативная направленность.

2. Язык и мышление едины. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мышление как деятельность мозга невозможно.

3. Язык – сложное, многосистемное явление, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве.

В начальных классах дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка.

Учащиеся приобретают ряд грамматических умений: в области фонетики – умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно произносить их; в области морфологии – умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы; в области синтаксиса – умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного предложений и составлять их.

На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуационные навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка.

Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать.

В дидактике выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступеней обучения.

К дидактическим принципам обучения относятся следующие:

1. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

Обучение – это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятие, наблюдательность, память, мышление, речь).

2. Сознательность усвоения учебного материала, т.е. понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен уметь объяснить, почему задание выполнено так, а не иначе. При изучении русского языка формализм проявляется чаще всего в усвоении грамматических категорий и форм в отрыве от смыслового содержания речи, что ведет к механическому запоминанию правила и неумению сознательно применять его.

Осознанное усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, а прочность знаний, умений и навыков – также одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью существует тесная взаимосвязь.

3. Принцип научности предполагает освещение учителем учебного материала таким образом, чтобы оно не противоречило данным науки.

4. Принцип доступности или посильности. Научность обучения не должна вступать в противоречие с другим принципом дидактики – принципом доступности или посильности. Изучение грамматики требует высокого уровня абстракции и обобщения, а речь идет о детях младшего школьного возраста. Недоступным является тот материал, к усвоению которого дети не подготовлены, а также слишком большой по объему.

5. Принцип связи между теорией и практикой предполагает правильное соотношение между тем и другим. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражнений. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения языкового материала, а также не обладает навыком письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописания в младших классах – это преимущественно практический курс.

Роль же грамматической теории, элементы которой изучаются в начальных классах, заключается в том, что она помогает в какой-то мере понять значения слов, которыми пользуется ученик в своей речи и которые встречаются в книгах, им читаемых, значения словосочетаний и предложений, основных грамматических разрядов слов и их форм (части речи, род, число, падеж, время и т.д.), отношений между словами и предложениями.

Практические упражнения, если они ведутся на должном уровне, развивают познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет реализация принципа активности и самостоятельности учащихся. Применяя формы и метод организации умственной деятельности детей, требующие активного и самостоятельного включения в работу каждого ребенка, учитель руководит учащимися, готовит их к активному восприятию, помогает в самостоятельной работе, предупреждает появление ошибок, побуждает их к самоконтролю – словом, приобщает к культуре умственного труда.

6. Принцип наглядности.

Развивая у детей абстрактное мышление, учитель не должен забывать о том, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, т.е. имеет образное мышление. Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип наглядности.

Наглядность на уроках языка – это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Правильное произношение, четкая дикция, выразительность речи учителя иной раз лучше, чем рассуждения, помогают понять языковое явление и, кроме того, способствуют воспитанию у детей умения слушать и слышать речь, отчетливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи.

7. Систематичность и последовательность в обучении – материал программы представлен таким образом, что, следуя данному в программе порядку прохождения разделов и тем, учитель обеспечивает систематичность занятий. Материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комплексно; в каждом классе изучаются элементы всех разделов: и фонетики, и морфологии, и синтаксиса.

8. Принцип преемственности и перспективности подразумевает то, что каждый класс начальной школы наилучшим образом готовит к последующему классу, с тем, чтобы не приходилось исправлять изученное или тратить много времени на повторение, чтобы умения и навыки были прочными.

Методические принципы:

1. Принцип языкового чутья или чувства языка представляет собой умение безошибочно следовать нормам лексики, словообразования, синтаксиса и даже стилистики, принятые в языке. Формирование чувства языка идет параллельно с умственным и языковым развитием человека.

2. Принцип развития речи. Необходимо повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам.

return false">ссылка скрыта

3. Принцип опережающего овладения устной речью по отношению к письменной лежит в основе ведущих приемов и форм организации обучения языку. Прежде что-либо записать ребёнок обязательно проговаривает это вслух. Предварительное устное рассказывание используется в обучении сочинению и изложению.

4. Принцип предупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не только исправлять их.

5. Принцип разностороннего изучения родного языка. Взаимная связь различных сторон языка должна быть в центре внимания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования.