В начальной школе

Научные основы и принципы организации обучения русскому языку

Проблема отбора слов для звукового анализа

При отборе слов для звукового анализа учитель должен уметь давать фонетическую оценку их звукового состава. С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка делятся на три группы:

1) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, день, шмель и т.п. Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме: согласный, гласный; согласный непарный по звонкости-глухости. К данной группе относятся и двусложные слова с безударным звуком [у] в безударном слоге: труба, дуга и т.п. Можно отнести к этой группе двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: горы, раны, рыбы и т.п.

2) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса, суп, мак и т.п. Эти слова не представляют сложности для звукового разбора.

На материале первых двух групп слов хорошо формировать способы звукового разбора, приучать детей прислушиваться к звучащему слову.

3) Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, часы, вечер и т.п. Пригодны для звукового анализа и двусложные слова с ударением на втором слоге: [нага], [п’итно], [б’ижат’] и т.п.

Двусложные слова с ударением на первом слоге лучше не использовать для фонетической работы, так как в них имеется очень краткий гласный: [в’эчьр], [грохът] и т.п. Двусложные слова с ударением на первом слоге можно предлагать для анализа, если во втором слоге находится фонема <у> или <и>: окунь, дети, жмурки и т.п. Можно использовать для работы и трехсложные слова, если во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находится фонема <и> и тем более <у>: уголок, пирожок и т.п.

Нет оснований избегать слов со звуком [й], который отлично тянется в любой позиции. Анализ слов с данным звуком дает возможность углубить знания детей о различии между согласными и гласными звуками по способу словообразования (при произнесении гласных рот открывается широко, а при произнесении согласных – наоборот, сжимаются губы, т.е. это звуки-«ртосмыкатели», звук [й] – «ртосмыкатель»). Исключая слова со звуком [й] во всех позициях из звукового разбора, мы сами подталкиваем детей к смешению звуков и букв.

 

План

1. Из истории методики преподавания грамматики в начальных классах.

2. Задачи обучения грамматике младших школьников.

3. Дидактические и методические принципы обучения грамматике.

4. Методы обучения русскому языку.

 

Литература:

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов» / Сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – с. 14-15

1. Из истории методики преподавания грамматики в начальных классах

Основателем научной разработки вопросов обучения русскому языку является выдающийся русский языковед, академик Федор Иванович Буслаев. Его книга «О преподавании отечественного языка» (1844) является классикой нашей методики (автору было 26 лет!). Главную задачу «грамматического учения» Буслаев видел в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно. Большое внимание он уделял развитию врожденного дара слова. Придавая решающее значение практике, речевым упражнениям, Буслаев высоко ценил сочинения, изложения, переписку, деловое письмо. В изучении языка он видел огромные возможности для умственного развития учащихся.

О необходимости развития мышления и речи говорится и в трудах И. И.Срезневского. Так, в «Беседах об изучении родного языка» (1860) языковед утверждал, что задача первоначального изучения языка состоит в том, чтобы научить детей понимать высказываемое или написанное и правильно, понятно говорить и писать. Он считал, что приобрести какой бы то ни было навык можно только постоянными упражнениями, цель которых не изучать определения и правила, а научиться их применять на практике.

Огромен вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского, который создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Методические идеи Ушинского актуальны и сегодня. Основными положениями в системе К.Д.Ушинского при решении вопроса о значении и месте грамматики в общей системе обучения языку являются следующие:

1. Все три вида занятий по родному языку (беседы, чтение и изучение грамматики) автор рассматривал как «совместные». Изучение грамматики Ушинский считал важным, но не исключительным и не преобладающим.

2. Роль грамматики в обучении языку определяется с учетом ее значимости в развитии логического мышления учащихся, их самосознания, а также в формировании навыков грамматически правильного выражения мыслей в устной речи и преимущественно на письме.

3. Самым рациональным приемом изучения грамматики является наблюдение учащихся под руководством учителя над собственной речью, над теми грамматическими законами, которым ученик бессознательно подчиняется в своей речи, усвоенной подражанием. Рациональность такого приема обусловлена тем, что грамматика создавалась в результате наблюдений над языком.

С годами утратилась ценность некоторых частных методических приемов, но сам принцип взаимосвязи изучения лексики, фонетики, этимологии, синтаксиса и орфографии остается и сегодня актуальным.

По мнению К.Д.Ушинского курс грамматики имеет практическую направленность. Изучение грамматики он рекомендовал начинать от текста, от предложения. Сам Ушинский в своей книге по грамматике все грамматические темы строил на обнаружении изучаемых форм в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и выявлении их функций. Так усваивались значения падежных форм имен существительных, повелительного наклонения глагола и т.п.

Согласно Ушинскому, речь учащихся должна развиваться на лучших образцах литературного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, высоко ценил самостоятельную речь детей: «Сочинения, если подними разуметь упражнения дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».

Другие методисты 70-90-х г.г. XIX столетия – В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков, также большее внимание отводили занятию чтением и письменным работам типа изложений и сочинений. Их в истории методики называли антиграмматистами, так как они не придавали решающего значения правилам грамматики при обучении языку и особенно правописанию.

Другое направление в последней четверти XIX века известно под названием грамматического. К нему обычно относят Ф.Ф.Пуцыковича, А.Анастасиева, Д.И. Тихомирова и др. Все они стремились повысить уровень грамматических занятий в школе и на их основе упорядочить систему орфографических упражнений; в частности, они добились, чтобы грамматика и орфография имели право на самостоятельное существование в школьных занятиях.

return false">ссылка скрыта

В послереволюционный период методику начального обучения языку разрабатывали С.П.Редозубов, Н.А.Костин, Н..Щербакова, М.Л.Закожурникова.

Основными чертами современной методики преподавания грамматики являются:

· Научный уровень грамматических знаний, сознательное и прочное усвоение норм литературного языка;

· Установка на развитие речи и мышления в процессе обучения;

· Тесная связь обучения правописанию с изучением грамматики;

· Разработка эффективных видов упражнений в соответствии с характером изучаемого материала.