Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте

В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму:

1) «Школа России» - «Русская азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, В.Д. Берестова; «Прописи» №1, №2, №3 В.Г.Горецкого,

2) «Начальная школа XXI века» - «Грамота» Л.Е.Журовой, Е.Н.Качуровой, А.О. Евдокимовой, В.Н. Рудницкой; тетради «Грамота» №1,№2, №3.

3) развивающая система Л.В.Занкова – «Азбука» Н.В. Нечаевой, К.Е.Белорусец; тетради Н.А. Андрияновой.

Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя. Например, в «Русской азбуке» (В.Г.Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ыи у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.

С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.

Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических (наблюдение над многозначностью слов, антонимами, синонимами, омонимами, словоизменением м словообразованием) и логических упражнений (обобщение и классификация). Сюжетные картинкисодействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и связных рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Для отработки техники чтения предлагается разнообразный текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Кроме текстового материала и иллюстраций учебные книги содержат внетекстовые элементы(схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения, а также развитию речи и мышления.

В учебниках широко представлен разнообразный занимательный материал: «цепочки» слов, «рассыпанные» слова, ребусы, скороговорки, пословицы, загадки и т.д. Главное назначение игрового материала – воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописей, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие речи и мышления учащихся. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса.

Демонстрационные таблицыбывают следующих видов:

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4) таблица письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на основе гласного: ма, на, ра, ка, ба;

б) на основе согласного: на, ну, ни, ны, но и т.д.

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов ( путем последовательного прочтения 2-3 слогов). Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбукасостоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов и слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий) Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слогов и слов из букв. Цель его применения – помочь детям в аналитико-синтетической работе. Таким элементом являются карточки для составления звуковых моделей слов, слоговой абак (передвижная азбука из двух окошечек), карточки со словами с недостающими слогами и буквами, карточки с предметными картинками и со схемами-моделями слов и др.