Периодизация процесса обучения грамоте

Синтез

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений слова (или по картинке, загадке) для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5.Выделение и изучение нового звука из слога или слова, его характеристика: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слова.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

8. «Раздвижение» составленных из букв разрезной азбуки слов на наборном полотне, на доске, что наглядно демонстрирует учащимся буквенный и слоговой состав.

В методике известно несколько способов первичного выделения нового звука, предназначенного для изучения на уроке:

· Выделение из предложения звука-слова (Слива игруша – звук [и] );

· Выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы и др.

· Прием звукоподражания (Как жужжит пчела? – ж-ж-ж);

· Выделение согласного из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных ш – с – ж (Шура, Саша);

· Выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак)

· Выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);

· Выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

2. Чтение и преобразование слогов (с помощью классной кассы букв и слогов или слоговых таблиц).

3. Чтение слов по таблице с опорой на дополнительные пометы.

4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова (при этом должно получиться новое слово): мал –мала, сор – сорт, мел – смел и т.п.

5. Перестановка звуков (пила-липа), добавление звука в середине слова (плот-пилот, трава-травка).

6. Перестановка слогов: сосна - на-сос, нора – ра-но и т.п.

7. Чтение предложений и связных текстов.

8. отбрасывание звука или слога: машина – маши, сухари – сухарь и т.п.

9. Добавление слога: наша – Наташа, сани – санитар, ро-сли – вы-ро-сли.

Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, характеристика, определение слогового состава является началом фонетического разбора, которым дети будут заниматься в последующих классах. В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны, анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения.

Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой и звуко-буквенный анализ звучащего слова.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный).

В современных вариативных учебно-методических комплексах по обучению грамоте подготовительный период занимает разное время: от двух недель (по «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также по «Азбуке» Н.В.Нечаевой) до месяца ( по учебнику «Грамота» Л.Е.Журовой и др.).

Подготовительный период решает традиционные задачи:

· Приобщение детей к учебной деятельности, требованиям школы;

· Усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

· Подготовка к чтению и письму;

· Развитие речи учащихся (обогащение словаря, овладение техникой речи, составление предложений, рассказов);

· Выявление уровня готовности учащихся к обучению.

На данном этапе дети овладевают такими лингвистическими терминами и понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного звука с гласным. Особое внимание учитель уделяет выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения.

Учащиеся знакомятся с учебной книгой «Азбукой»; со средствами письма и «Прописями», проводятся упражнения, тренирующие руку для письма. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем анализируются предложения, слова, слоги. В результате аналитико-синтетических упражнений развивается речевой слух детей. Последнему требованию придается особенно большое значение: к началу чтения дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка. В рамках некоторых образовательных программ (например, «Школа России» - «Русская азбука» В.Г.Горецкого и др.) на подготовительной ступени рассматриваются (изучаются) несколько гласных звуков и их букв. Есть программы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные ( ). Однако они берутся только в той функции, когда служат способом обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что согласная буква, предшествующая йотированной гласной букве, обозначает мягкий согласный звук.

Успех подготовительного периода становится возможным при условии дошкольной подготовки в детском саду или в семье. Проблема преемственности является чрезвычайно важной, поскольку от уровня подготовленности детей к обучению грамоте зависит его качество.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Задачи основного периода:

· Изучение всех букв;

· Усвоение сочетаний букв;

· Практическое усвоение правил графики;

· Выработка плавного слогового чтения с переходом на целые слова;

· Развитие интереса к чтению и литературе;

· Развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период включает четыре последовательные ступени. На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Проводится целенаправленная работа по слоговым таблицам для отработки чтения слогов и составления слов. Тексты для чтения просты и кратки. На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Учащиеся обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы по содержанию прочитанного или по сюжетным картинкам, осваивают подробный пересказ прочитанного. На третьей ступенизначительно возрастает объем чтения, дети упражняются в выразительном чтении стихотворных текстов. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. В звуковом анализе упражняются в основном отстающие учащиеся. Детям разъясняются правила произношения некоторых слов, проводится грамматико-орфографические наблюдения на страницах «Азбуки» и прописей. Большое внимание уделяется развитию связной речи (высказывания по картинкам, активизация и обогащение словаря). На четвертой ступени дети читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках литературного чтения.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н.Н. Светловской «Учимся любить книгу».

return false">ссылка скрыта

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте:

· свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях;

· определять звуковой состав слов, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, называть ударный слог;

· составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукобуквенного состава;

· различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, называть пары звонких и глухих согласных;

· знать все буквы, соотносить их со звуками;

· читать по слогам;

· соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном чтении слов и текстов, делать паузы, логические ударения, передавать простейшие интонации;

· понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать прочитанное, выполнять логические операции на сравнение, группировку, обобщение;

· читать наизусть небольшие стихотворения.