Методы и приемы обучения орфографии.
Лекция 1. Научные основы обучения правописанию
1. .
2.
3.
4.
Методика обучения правописанию предусматривает применение:
1) метода языкового анализа и синтеза;
2) метода запоминания, заучивания (имитативного метода);
3) метода решения орфографических задач.
Выбор метода и приема зависит:
· от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;
· от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
· от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.
Метод языкового анализа и синтеза предполагает повышение самостоятельности и познавательной активности детей.
Приемы языкового анализа:
1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением, используется на первом этапе обучения, когда учащиеся не имеют пока достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.
2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем – всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы – в окончании, в корне, при переносе слов.
3. Морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. – используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении тся и ться, а также при переносе слов.
4. Синтаксический анализ – выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста – необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и др.
Приемы языкового синтеза:
1.Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.
2.Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения – образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.
3.Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.
4.Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.
Метод запоминанияприменяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.
Запоминание – один из важнейших элементов учебной деятельности школьников. Его роль велика в обучении грамотному письму.
Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы – зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный (логический). Поэтому выбираются такие виды заданий, упражнений, которые опираются на данные факторы. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в слове; запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. При побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают движения речевых органов и пишущей руки, а также мыслительные, логические операции, выполняемые при письме с целью проверки орфограмм.
Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:
1) зрительные диктанты, письмо по памяти, самодиктанты с последующей самопроверкой по тексту образца, различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими заданиями;
2) использование плакатов с требованием (или установкой) «Запомни!» и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;
3) обращение к орфографическому словарику, проверка слов по «Словарю», запись трудных, непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по «Словарю»;
4) буквенное проговаривание слов – в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов; орфографические «пятиминутки», проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании трудных слов, в записи некоторых их них;
5) различные варианты грамматического разбора; включение непроверяемых слов в составляемый учеником текст с целью их активизации и запоминания;
6) группировка непроверяемых слов по их признакам (например, по грамматическим признакам: из списка слов выписать слова, обозначающие предметы и т.п.); заучивание стихов, содержащих трудные слова.
Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Орфографическая задача определяется в методической литературе как задача на выбор графического знака (буквы или каких-либо небуквенных средств, дефис, знак переноса, заглавность букв и др.), служащие для передачи звучащей речи на письме) из ряда возможных на основе применения правила для передачи соответствующих значений.
Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:
1) найти орфограмму;
2) определить ее тип: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить ви в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи;
5) выполнить намеченную последовательность действий;
6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плаката-инструкции, где даются рекомендации в нужной последовательности. Например, алгоритм проверки безударной гласной корня:
1-й шаг. Найди в слове корень.
2-й шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
3-й шаг. Измени слово или подбери родственное.
4-й шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Уже в первом классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач.