Временный режим во Франции (1944 - 1946).

Франция в 1944 – 1958 гг.

1. Временный режим во Франции (1944 - 1946).

2. четвертая республика (1946 – 1958 гг.):

а) особенности экономического развития Франции в годы четвертой республики;

б) усиление реакции и удаление коммунистов из правительства;

в) внутренняя и внешняя политика правительств четвертой республики в конце 1940-1950 гг.;

г) обострение внутриполитического положения; кризис и падение четвертой республики.

Литература:

1. Антюхина-Московиченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. – М., 1990.

2. Арзакаян М.Ц. Шарль де Голль (государственный деятель Франции): 1888-1970. //Вопросы истории. – 1991. - №2-3.

3. Меланов Н.Н. Четвертая республика. – М., 1963.

4. Наринский Борьба классов и партий во Франции: 1944-1954 гг. – М., 1983.

5. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. 1939-1985. – М.,1985.

Война нанесла экономике Франции колоссальный ущерб. Производительные силы оказались подорваны. Более 100 тысяч мелких торговых и ремесленных предприятий обанкротились. Резко упало производство: в промышленности до 38%, в с/х до 60% от довоенного уровня. В ходе второй мировой войны, в силу быстротечности боевых действий, разрушения были невелики, но большинство заводов стояло, шахты не давали угля и руды, парализован транспорт, практические прекратилась внешняя торговля, расстроена денежная система[1]. Франция вновь превратилась в крупнейшего должника Великобритании и США. В стране ощущался недостаток предметов широкого потребления, большая безработица. Выросли цены, карточная система едва обеспечивала людей продовольствием. Почти 2 миллиона человек вернулось из плена, требовалось хорошее питание и лечение.

Сложно развивались отношения в колониях – разворачивалось национально-освободительное движение. В результате августовской революции 1945 г. образовалась Демократическая Республика Вьетнам (правительство возглавил Хо Ши Мин), в других странах Французского Индокитая – Лаосе и Камбодже развернулась вооруженная борьба против французов. В бывших французских подмандатных территориях – Сирии и Ливане шли вооруженные столкновения с французскими войсками и в 1946 г. французские войска были эвакуированы, а Сирия и Ливан получили независимость.

Политическая атмосфера во Франции характеризуется подъемом демократических сил и большим влиянием движения сопротивления. Буржуазные партии и правые партии, которые привели Францию к поражению или сотрудничавшие с фашистами, потеряли всякий авторитет. Фашистские группировки были запрещены и окончательно распались. Правые газеты, выходившие при поддержке Петэна, закрыты. Буржуазия стала создавать новые партии, чтобы в модернизированном виде сохранить старые формы правления государством. В 1946 г. на основе бывшей Католической народной партии возникло Народное республиканское движение – отражала интересы монополистического капитала, ее социальную баз составила буржуазия, «синие воротнички» и богатые крестьяне.

В 1945 г. возникла Партия республиканской свободы (интересы крупной буржуазии). Создан Демократический и социальный союз сопротивления[2], в 1946 г. основан «Союз деголлевцев» - сторонники Шарля де Голля.

Оживилась деятельность партии радикалов, которая скомпрометировала себя участием в Мюнхенском сговоре. В крупнейшую политическую силу страны превратилось коммунистическая партия Франции. В конце 1945 г. насчитывалось о 800 тысяч человек. На нее ориентировались и были под ее патронажем несколько массовых общественных организаций (профсоюзных, молодежных, женских). Возобновила политическую деятельность социалистическая пария, которая в 1946 г. насчитывала 350 тысяч членов. В 1945 – 1946 гг. социалистическая партия выступала в парламентском и правительственном союзе с ФКП. Благодаря усилиям этих партий, решено наказать предателей и конфисковать их имущество, чистка госаппарата от фашистских элементов. Национализированы маленькие и большие банки. Меры по улучшению материального положения населения. Возросла численность конфедерации труда – к 1946 г. 5 миллионов человек, имело большое влияние, но в скорее раскололась и их влияние упало.

Временное правительство возглавил Шарль де Голль, наряду со всеми в правительство вошли два коммуниста. Внутренняя и внешняя политика временного правительства отражала антифашистские требования масс. Повышена з/п, пенсии, пособия многодетным семьям, вдовам погибших мужей. Восстановлены все свободы, национализированы шахты, заводы Renault и ряд других объектов.

Во внешней политике правительство де Голля уделялась большое внимание сотрудничеству со странами антигитлеровской коалиции. Франция попыталась получить Саар, левый берег Рейна, Рурскую область, но безуспешно.

В июле 1945 г. состоялся X съезд ФКП, наметил программу восстановление народного хозяйства, ликвидации временного режима и создание постоянной структуры управления государством и прогрессом; программа получила широкую поддержку.

На парламентских выборах 1945 г. компартия собрала 5 миллионов голосов и провела 152 депутата в учредительное собрание, социалисты – 4,6 миллионов голосов, республиканцы – 4,5 миллиона (141 депутат). В этих условиях коммунисты и социалисты стали располагать абсолютным большинством голосов и вполне могли создать двухпартийное правительство, но социалисты от казались от этого. Было сформировано трехпартийное во главе с де Голлем в состав правительства вошло 5 коммунистов[3], но деятельность правительства была нарушена.

20 января 1946 г. Шарль де Голль в результате конфликта с учредительным собранием ушел в отставку. Главой правительства стал социалист Франсуа Гуэн, затем республиканец Бидо. Под влиянием коммунистов и социалистов, правительство в 1946 г. провело широкую национализацию в угольной, газовой, электроэнергетической и большей части машиностроительной отраслей, 5 крупных банков и теперь госсектор имел 25% промышленной продукции. Правительство прилагало большие усилия к восстановлению производства и промышленности, обились хороших результатов. Мероприятия по улучшению жизни населения[4].

В 1946 г. учредительное собрание приняло ряд прогрессивных законов[5], но основная проблема – вопрос о государственном устройстве. Учредительное собрание приняло проект новой демократической конституции, против которой выступили все буржуазные партии и 5 мая 1946 г. проект не прошел. Учредительное собрание было распущено и назначены выборы в новое учредительное собрание ля создание другого проекта конституции. Но выборы проходили уже в иных условиях[6] и буржуазным партиям (НРП) удалось создать сове представительство. Коммунисты получили 5,2 миллиона голосов. В сентябре 1946 г. проект новой конституции, который вынесли на референдум 13 октября 1946 г., на котором получил одобрение[7].

Франция становилась парламентской республикой, провозглашались социальные и демократические права трудящихся[8]. Предприятия. Имеющие национальное значение, д.б. национализированы. В области внешней политики – отказ от захватнических войн и политики насильственной колонизации. Формально, население колоний получило равные права с гражданами метрополии. Французский парламент состоял из двух палат: Совет республики (косвенные выборы) и Национальное собрание (законодательные права и избирало правительство).

Глава государства – президент, избирался на 7 лет на общем собрании депутатов обоих палат. Ограниченные права. Президент выдвигал кандидатуру на пост Совмина, но парламент мог не утвердить ее. Президент выполнял функции представительства государства в международной политике.

В целом, конституция Четвертой республики, не смотря на ряд ограничения, была широким спектром буржазно-демократических свобод и давала возможности левым силам для дальнейших преобразований. Поэтому правые и консервативные круги Франции сразу стали добиваться отмены этой конституции. 10 ноября 1946 г. – первые парламентские выборы по новой конституции, на которых компартия получили 182 мандата, социалисты – 101, республиканцы- 164 мандата. У коммунистов и социалистов появилась возможность создать двухпартийное правительство, но социалисты вновь отказали и социалисты создали однопартийное правительство во главе с Леоном Блюмом. Оно начало войну во Вьетнаме. Выступило против роста з/п, заключило ряд крайне невыгодных финансовых соглашений с США.

16 января 1947 г. на пост президента выбран правый социалист Венсант Ореоль, после чего вскоре Блюм ушел в отставку, а правительство возглавил Рамадье. В правительство соуциалистов вошли представители республиканцев и пять коммунистов.

Отличительные черты экономики Франции:

1) французский империализм перестал быть ростовщическим по своему характеру – новая обстановка в мире; необходимость восстановления хозяйства потребовали инвестиций в промышленность. Уже в 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень, в 1950 г. – в с/х. К 1958 г. он вырос в два раза по сравнению с довоенным уровнем;

2) рост государственного монополизма, рост концентрации производства, сокращение предприятий с числом работников от 1 до 10 человек до 314 тысяч в 1947 г. (по сравнению с довоенным уровнем), но число предприятий с числом сотрудников от 50 до 100 человек выросло с 5700 до 50700. шла концентрация и в с/х;

3) капиталистическое программирование экономики. Уже в 1947 г. правительство одобрило План Моне по модернизации и реконструкции экономики в стране, содержал элементы планирования и программирования этого процесса[9].

Правительство и монополисты заключали соглашения, в соответствии с которыми определялись плановые задания, предоставление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот и прочее. Программирование укрепляло государственный монополизм и ускорило экономическое развитие Франции, но не устранило противоречий, свойственных любому капиталистическому производству.

В результате этого, правительствам Франции с 1946 по 1958 гг. удалось провести большую перестройку экономики. Созданы новые отрасли в промышленности[10], обновление основного капитала. Эти мероприятия Франция делала с помощью крупных финансовых вливаний[11]. Значительная часть эти денег пошла на импорт новейшего оборудования, что способствовало экономическому развитию и росту. Но в целом, даже при успехах, уровень экономического развития Франции отставал от ФРГ и США.

Политическая жизнь претерпела большие изменения. Сразу после войны позиции коммунистов и социалистов были мощными, что беспокоило оппозицию. По нарастанию тенденции Холодной войны, борьба с левыми силами во Франции стала нарастать и обостряться.

Правящие круги Франции пользовались поддержкой со стороны США и Великобритании. В марте 1947 г. Франция заключила с Великобританией договор о взаимопомощи, который создал условия для формирования антисоветского европейского объединения. Антисоветизм влиял на рост антикоммунистических позиций во Франции. Стали возрождаться правые организации[12], которые стали быстро укрепляться.

В апреле 1947 г. по инициативе де Голля возникла новая партия – Объединение французского народа (РПФ), требовавшая отмены конституции 1946 г. и создание в стране сильной власти. Создание РПФ и присутствие в ней Шарля де Голля усилило наступление реакции. Коммунисты пытались противодействовать «ошибочной» внешней политике Франции и ослабить нарастание реакции. Коммунисты выступили против кредитов по плану Маршалла, пытались противодействовать возрождению правых организаций, но в условиях холодной войны это сложно.

Зима 1946 – 1947 гг. началось снижение жизненного уровня населения: рост цен, захлестнувшая страну спекуляция. Коммунисты и профсоюзы выступили с требованием улучшить положение народа и в стране прошел ряд мощных забастовок. Этот же вопрос они поставили в правительстве, но вопрос перемещен в национальное собрание. 4 мая 1947 г. национальное собрание большинством голосов выступил за доверие правительству. Министров–коммунистов обвинили в нарушении министерской солидарности и отправили в отставку. Кабинет был у социалистов, республиканцев и социалистов – «межпартийный блок третьей силы» - май 1947 г.

Удаление коммунистов из правительства Франции было проведено по инициативе США, которые пообещали большую материальную помощь, при условии удаления из правительства коммунистов. Перегруппировка политических сил завершилась к 1949 г., когда возникла еще одна правая партия – «Партия независимых». Представляла интересы средней и крупной буржуазии. Выступали против экономического регулирования и тесный союз с США.

Правительство «Третьей силы» возглавил лидер народно-республиканской партии Р. Шуман – энергичный политический деятель и видный экономист, проводил проамериканскую политику. Это правительство летом 1948 г. приняло план Маршалла на ремилитаризацию Западной Германии, что было во вред Франции, позволило создать американские военные базы на своей территории. В мае 1950 г. принял «План Шумана» - в апреле 1951 г. рад европейских стран[13] заключили оговор о создании «Европейского объединения угля и стали» - важнейший шаг в последующей интеграции западноевропейских стран.

Во второй половине 40-х гг. и в течении 50-х гг. правительственные круги Франции втянули страну в длительные, безнадежные и разорительные колониальные войны в Индокитае (1945-1954 гг.) и Африке – поглощали огромные средства, которые отвлекались от экономики, насущны проблем и уносили тысячи жизней.

В мае 1951 г. через Национальное собрание проведен закон «О мажоритальной избирательной системе» - партия или блок, собравшие в избирательном округе больше 50% голосов, получали в нем все мандаты. Если это не проходило, то следовал второй тур и кандидат д.б. получить большинство. Эта система привела к тому, что на парламентских выборах 1951 г. французская компартия, собравшая больше чем остальные голосов избирателей, по числу мандатов были лишь третьими.

В 1952 г. компартию обвинили в заговоре против республики и ее генсек Жак Дюкло и главный редактор партийной газеты «Юманите» Андре Стиль были арестованы и посажены в тюрьму, что вызвало волну негодования. Их вскоре выпустили, но факт говорил о преследовании.

К середине 50-х гг. в кризисе оказались буржуазные партии[14]. Шарль де Голль заявил об отходе от политической деятельности, а партия прекратила свое существование. В других партиях также налицо кризисные явления - во многих раскол на «европеистов» - сторонников европейской интеграции и «националистов» - за обособление в развитии страны. Разногласия усилились и по проблемам колоний. Часть правых партий – за старую колониальную политику[15], другие – за новые отношения с заморскими территориями[16]. Были и другие противоречия[17].

В конце 1954 г. Франция столкнулась с новой и сложной для нее проблемой. В 1954 г. вспыхнуло вооруженное восстание в Алжире, началась длительная и кровопролитная война до весны 1962 г. В декабре 1954 г. 400 солдат отказались ехать в Алжир, что еще сильнее усилило кризис. Стала складываться прослойка реакционного офицерства, для которых участие в колониальных войнах стало доходным делом[18], которую поддерживало реакционное чиновничество в колониях. В колониальной армии и полиции стали создаваться группы фашистского толка, о чем было широко известно.

Учитывая опасность таких групп, коммунисты предложил социалистам сообща выступить на парламентских выборах 1956 г., социалисты согласились. На выборах одержали внушительную победу[19]. 3 января 1956 г. коммунисты обратились к социалистам с предложением сформировать совместное правительство, но социалисты в третий раз отказались. Правительство было коалиционным – «Республиканский фронт», вошли социалисты, радикалы и республиканцы, возглавил социалист Ги Молле. Коммунисты отказались вступить в это правительство, но заявили о его поддержке, если его деятельность будет согласовываться с их программой.

На первых порах правительство «Республиканского фронта» провели ряд прогрессивных законов[20]. В марте 1956 г. правительство Франции провело через Национальное собрание закон «О признании независимости Марокко и Туниса», где также шли войны. Но в целом, деятельность этого правительства оказалась не последовательной, особенно во внешней политике. Сильное влияние оказывали правые. Предоставив независимость Марокко и Тунису, правительство Молля продолжило вести войну в Алжире, направив туда еще 500 тысяч солдат и офицеров. Франция осенью 1956 г. участвовала в Суэцком кризисе. Следствием непоследовательной политики было продолжение обострения внутриполитической обстановки. Война в Алжире обходилась ежегодно в 700 миллиардов франков и уносила тысячи жизней, вызвала инфляцию.

Неприятие вызывал готовящийся договор с США о создании ракетных баз на территории Франции. Неоднозначно принято во Франции подписание соглашений о создании общего рынка[21].

А апреле 1958 г. разразился политический кризис, затянувшийся на 5 недель. Реакционные круги вынашивали план анти-республиканского мятежа, считая, что наступил подходящий момент. В мае 1959 г. мятеж вспыхнул. Участвовали реакционные офицеры и колониальная буржуазия. Начался в Алжире.

Мятежники отказались починяться правительству и создал Алжирский комитет национальногные офицеры и колониальная буржуазия. Начался в Алжире.

Мятежники отказались починяться правительству и создал Алжирский комитет национального спасения с целью создания диктатуры для проведения ультра-колониальной политики. Потребовали создать правительство Национального спасения во главе с Шарлем де Голлем – хотели поставить его под контроль и использовать его авторитет в своих целях.

После начала мятежа, правительственные круги Франции, пытаясь найти выход, также сделали ставку на Шарля де Голля – сильная и авторитетная личность, которая может навести порядок.

1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило Шарля де Голля на посту премьер-министра. В его правительство вошли правые социалисты и представители буржуазных партий. Соглашаясь на пост премьер-министра, Шарль де Голль оговорил предоставление ему чрезвычайных полномочий, которые ему были предоставлены Национальным собранием. Он распустил Национальное собрание в июне 1958 г. – конец Четвертой республики во Франции, просуществовавшей с 1946 по 1958 гг.

 


[1] Франк потерял 2/3 своей стоимости.

[2] Возник на базе нескольких буржуазных групп движения сопротивления и представлял интересы мелкой и средней буржуазии.

[3] Во главе с генсеком Моризом Торезом стал заместителем председателя Совмина, возглавии министерство вооружения, здравоохранения, труда и промышленности.

[4] К сентябрю 1946 г. 425 тысяч семей получили новые квартиры.

[5] Сокращалась разница в оплате мужского и женского труда; увеличивалась з/п рабочим и служащим, улучшена система страхования; на предприятиях, где работало более 50 рабочих, созданы производственные комитеты из представителей организаций и рабочих – право контроля над деятельностью предпринимателей, принят Статут горняков, предоставлявший им ряд прав и льгот, увеличены отпуска работающим подросткам.

[6] Началась холодная война.

[7] Это – день рождения Третьей республики.

[8] Труд, отдых, образование, государственная помощь в случаях нетрудоспособности, создание профсоюзных организаций. Право на стачку, равноправие мужчин и женщин, право на национализацию и др.

[9] В 1957 г. – второй этап программирования. Но программирование экономики в обязательном порядке охватило только государственные предприятия, для частных рекомендации носили рекомендательный характер.

[10] Газо-, нефтедобыча и переработка, атомная, химическая.

[11] Кредиты по плану Маршалла достигли $12 миллиардов, кредиты из Великобритании и Канады.

[12] Бездействовавшие или сотрудничавшие с немцами.

[13] Франция, Бельгия, Италия, Голландия, Люксембург и ФРГ.

[14] Например, РПФ.

[15] Это т.н. «ультраколониалисты».

[16] «Неоколониалисты».

[17] По программам экономического развития.

[18] Офицерам платили 4 оклада.

[19] Получили 11 миллионов голосов, правые – 9 миллионов.

[20] Увеличили отпуск рабочим до двух недель, учрежден Национальный фонд солидарности, который стал выплачивать пенсии по старости.

[21] Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.