Судопроизводство.
Право.
В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, происходит замена племенных обычаев местными обычаями (кутюмами).
В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.
Обычаи складывались в устной форме. Отсюда север Франции носит название«страны неписаного права».Юг же определялся как «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное к новым условиям.
Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на юге оно выступало в качестве основного источника права, то на севере оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции Римское право воспринималось как источник «писаного разума».
Типичным примером того, как римское право распространялось на территории государства, является «Книга правосудия» из Орлеана (1260) В ней использовались положения права, основанные на дигестах Ульпиана. Римское право повсеместно изучали, с учетом общих норм римского права решались сложные юридические казусы.
Церковь же стремилась не допустить широкого применения римского права и расширить сферу действия канонического права. Это противоборство закончилось поражением церкви.
С усилием власти королей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Одновременно возрастало значение королевских актов: эдиктов, деклараций, ордонансов. Эдикт - указ короля, декларация, чаще всего форма толкования действующих законов. В период абсолютизма наибольшую силу имели королевские эдикты и ордонансы.
Рецепция римского права не означала его восстановления. Она восполняла пробелы в праве. Феодализм наложил отпечаток на применение многих норм римского частного права.
Феодальная основа права наиболее ярко проявил ась в том, что оно закрепляло исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю.
Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей (земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству), бьша характерна лишь для раннего Средневековья.
С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Первые держания были в форме бенефиция. Оно по наследству не передавалось и со смертью владельца возвращалось собственнику.
В IX в. бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. Феод утверждается в качестве основной и практически единственной формы поземельной собственности. В основе его лежали вассальные связи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины.
Существовали и крестьянские (неблагoродные) свободные держания (цензива). Цензива - это наследственное крестьянское владение земельным участком с обязанностью нести повинности в пользу сеньора.
Держатель (цензитарий) выплачивал феодалу фиксированную ренту. Цензива предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.
Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком, и именовался вилланом.
Земельные участки не были в абсолютной собственности одного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, находившимся в различных сословных группах. За вассалом - непосредственным собственником земли было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор - верховный собственник сохранял административные и судебные права.
Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало ему взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строи сдерживали развитие свободной конкуренции.
На юге страны действовала формула «нет сеньора без титула», на севере - «нет земли без сеньора». Иерархическая структура общества, запутанность отношений между феодалами разных рангов накладывали свой отпечаток на право.
В период феодальной раздробленность договорные отношения развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца ! течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.
В Х-ХI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство - передать дарителю в знак благодарности определенное имущество.
Крупные сделки купли-продажи с XIIв. начинают составляться в письменной форме. В период абсолютизма получает распространение договор найма.
Брак и семья в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Брак рассматривался не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния.
Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам - от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет.
Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30 лет, а дочерьми 25 лет согласия родителей не требовал ось.
Действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору, которая компенсировала отказ от права «первой ночи».
Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными считались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод по каноническому праву не допускался.
Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним. Сексуальные отношения вне брака сурово наказывались. Была создана система борьбы с нарушениями нравственности, которая не одно столетие играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей.
Имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. На юге Франции, где действовало римское право, существовал раздельный режим имущества. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарить и обменивать его, заключать договоры и выступать в суде. Были два исключения: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа. На севере длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым управлял муж. После его смерти приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.
В наследственном праве характерным институтом была передача по наследству земельного участка старшему сыну (майорат). Это позволяло избегать дробления крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и вьщавать замуж сестер.
В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали установления обычного права. В IX-XI вв. преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказание сводилось к компенсации за вред. Впоследствии преступления перестают быть частным делом, а выступают как «нарушение мира». Проявляются такие качества права, как жестокость, ответственность без вины.
В технико-юридическом плане способы доказывания основывались на теории доказательств. Признание считалось первым и лучшим доказательством.
В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений. Совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:
1) против религии - богохульство, атеизм, ересь, колдовство;
2) против государства - посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;
3) против частных лиц.
Наказания в этот период преследуют четко выраженную цель - устрашение. Это было террористическое право. Террор развращал людей, приучал их смотреть на жестокие казни с безразличием к страданиям казнимых.
Типичный пример таких террористических методов приводит исследователь Э. Аннерс. Наказание Фальшивомонетчиков, сообщает он, состояло в том, что они должны были быть заживо сварены в масле или воде. Фальшивомонетчик должен был быть расплавлен так же, как он расплавлял металл, из которого чеканил фальшивые монеты.
Наказания подразделялись на следующие виды:
· тяжкие (различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга),
· членовредительские и телесные (отрезание языка, ушей, носа), бичевание плетьми,
· тюремное заключение и срочные каторжные работы, позорящие (например, штраф с выставлением у позорного столба).
Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине, священнику или простому человеку. В частности, последний терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что во времена Средневековья было тяжелым лишением. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви.
Судебная власть не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип суда равных, когда каждый мог судиться только с равным ему в социальной иерархии. Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами.
В период феодальной раздробленности, вплоть до конца ХII в., судебный процесс оставался обвинительным: дело возбуждалось по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходило в форме спора между сторонами, которые обладали равными процессуальными правами.
При свидетельских показаниях требовалось наличие двух свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.
Особым видом доказательств был судебный поединок. Правовые обычаи регламентировали его процедуру. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.
В правосудие активно вмешивалась церковь. Зачастую за нарушение морально-теологических принципов применялась ссылка. Соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (последняя была запрещена каноническим правом) и другие слушались церковным судом.
С начала ХIIIв. основным принципом процессуальной техники стала инквизиция. Суд по обязанности с помощью предъявленных доказательств должен был установить истину. Обвинение поручалось особому человеку - обвинителю. В качестве основания для обвинения было достаточно слуха о совершенном преступлении В этом случае судья должен был организовать следствие. Центральное место занимал допрос свидетелей. Решающее значение придавалось собственному заявлению и признанию ответчика.
С утверждением абсолютизма окончательно закрепляется розыскной процесс, право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника.
Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение; публичное и открытое судоговорение. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого.
Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на доходах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупотребления. В тех случаях, когда виновными были феодалы, исполнение приговора достигалось иногда ведением частной войны.
Процедура рассмотрения судебных споров в истории феодальной Франции менялась. Старое правило, согласно которому каждый человек должен судиться судом равных, постепенно утратило силу. Простолюдинов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зависимые от состоятельных граждан.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные периоды развития французского королевства.
2. На какой основе развивались вассальные отношения во Франции?
3. Охарактеризуйте роль церкви в становлении и развитии французского королевства. Что такое феодальная иерархия и как она создавалась?
4. Что такое корпоративизм? Какую роль он сыграл в формировании сословий?
5. Что такое сословно-представительная монархия? Как в ней реализовался «диалог» власти и сословий?
6. Определите роль и значение Генеральных штатов в становлении государственности Франции?
7. Каковы источники феодального права Франции?