Известная своими расследованиями и публикацией горячих новостей
Никаких священных коров
Начало газете было положено, когда блогер, известный благодаря своим расследовательским статьям, Марко Тревальо, попросил приятеля - журналиста Массимо Фини, помочь ему в продвижении в блоге своего нового журнала. Реакция читателей была настолько положительной, что Тревальо решил, что это может быть достаточной основой для создания ежедневной газеты.
Тревальо пригласил нескольких журналистов в качестве инвесторов и начал рекламировать подписку на новую газету в июне 2009 года. Он пообещал, что это будет независимый голос, рассказывающий о темах, которые большинство средств массовой информации обходят молчанием, и не принимающий никаких государственных субсидий (итальянские газеты, как правило, получают субсидии, которые зависят от того, поддерживают ли их определённые законодательные лидеры).
Этот призыв, очевидно, затронул подписчиков за живое, потому что газета «Il Fatto» получила 28 000 подписчиков в сентябре, через три месяца после запуска проекта. Первое издание тиражом в 100 000 экземпляров было моментально распродано через киоски.
Газета принесла прибыль в 2009 году, а в 2010 году её доход составил 29,6 миллионов евро, а чистая прибыль - 5,8 миллиона евро. Петр Гомес, ранее работавший в «l'Espresso», основатель и акционер газеты, сообщил в начале 2012 года, что издание дало прибыль в размере 6 млн. евро в 2011 году, несмотря на небольшое снижение количества проданных копий.
"С момента своего основания «Il Fatto» расследовала и была первой, открывшей читателям множество горячих новостей (в том числе сообщение о предполагаемом романе премьер-министра Берлускони с несовершеннолетней проституткой), и вовлекала другие средства массовой информации в конкуренцию за качественную журналистику и мастерство расследования", - сказал Андреа Кайрола, бывший итальянский журналист расследования, сейчас работающий над продвижением идей свободы выражения мнений для ЮНЕСКО.
Некоторые журналисты в Италии критически относятся к журналистике «Il Fattо» из-за жёсткой позиции противостояния власти, которую она занимает, и сильной зависимости от безапелляционных блогеров, которые работают на газету в дополнение к её штату.
Тем не менее, рентабельность этого издания даёт надежду предпринимателям в сфере СМИ, которые хотят начать что-то новое. Если вы создаете нечто иное, чем все остальные, и это новое удовлетворяет какую-то потребность читателей (в данном случае — потребность в независимом голосе), вы можете сочетать высококлассную журналистику и успешный бизнес.
Современные итальянские газеты формировались под влиянием фран-цузских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете "Секоло" ("Век") - 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум тиражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была ми-ланская "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта") - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская "Стампа" ("Печать") - 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи - 20-30 тыс. - римская "Миссаджеро" ("Вестник"), неаполитанская "Маттино" ("Утро"). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.
На рубеже веков активно развивалась в Италии партийная печать, в ос-новном республиканцев, социалистов и клерикалов. Республиканская партия выпускала две ежедневные газеты "Джорнале дель пополо" ("Народная газе-та") и "Италия дель пополо" ("Народная Италия"); итальянская социалистическая партия издавала более чем 50 периодических изданий, в том числе "Аванти!" ("Вперед!", Рим), "Темпо" ("Время", Милан). Клерикалы имели ежедневную газеты в ка-ждом городе, их главным изданием была "Оссорваторе Романо" ("Римский наблюдатель") - печатный орган Ватикана. В годы фашистской диктатуры (1922 - 1945) поставил итальянскую журналистику в трудные условия. Демо-кратическая печать могла существовать лишь нелегально, или в других стра-нах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Ита-лии "Унита" ("Единство"), основанная в 1924 г. Она выходила 17 лет неле-гально со дня своего запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после освобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.
Став республикой в 1946 г., Италия начала развиваться по пути буржуазной демократии на основе многопартийности. Христианские демократы, социалисты, республиканцы, социал-демократы - правящие партии Италии. В конце 50-х гг. в стране выходило 90 ежедневных газет и более 5тыс. периодических изданий политического, экономического, научного и литературного профиля. Их общий разовый тираж составлял 8 млн.экз. Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на информацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение государственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов.
Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии - на севере. 14 газет считали себя партийными - "Аванти!" ("Вперед!"), "Унита", "Воче републикана" ("Голос республики"), "Пополо" ("Народ"), "Джустиция" ("Справедливость"). В 1970-е гг. ежедневные газеты выходили в 38 городах Италии. в том числе 18 - в Риме, 12 - в Милане.
Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических изданий. Страна считается одним из лидеров по количеству журнальной периодики. Наиболее популяр-ны журнал телепрограмм "Сорризи э концони ТВ" ("Улыбки и песни ТВ") и журнал для автолюбителей "Аутомобиле", еженедельник "Фамилья кристиа-на" ("Христианская семья"), их тиражи составляют около полумиллиона эк-земпляров. Пользуются устойчивым вниманием еженедельники "Эпока" (170 тыс.), "Панорама" (368 тыс.), "Экспрессо" (321 тыс.), еженедельные иллюст-рированные издания "Оджи" ("Сегодня", 600 тыс.) и "Дженте" ("Народ", 550 тыс.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему вы-ходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь шесть газет имеют больший ти-раж. Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 "надрегиональных", а также "провинциаль-ные" газеты. Газеты, как и раньше, неравномерно распределяются по терри-тории Италии: 42 - на севере, 22 - в центре, 14 - на юге. Особенность италь-янских СМИ - обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наибо-лее крупные - "Гадзетта делла спорт", "Коррьере делла спорт" и "Туттоспорт" ("Весь спорт"), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прес-сы.
Крупнейшие газеты сегодня - "Репубблика" (Рим, тираж 600-700 тыс.экз),"Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта", Милан) - 90 тыс.экз., сле-дующая за нею туринская "Стампа" ("Печать", Турин) - 60 тыс.экз.
Государство предоставляет издателям газет и журналов субсидии и льготы, освобождает от уплаты подоходного налога, дает скидки на бумаге. Основой финансирования печати была и остается реклама. Но рекламные ин-вестиции в прессу упали, но, как и везде, выросли вложения от рекламы в 2 раза.
Определяющим фактором функционирования прессы является высокий уровень монополизации прессы, ее зависимость от ведущих монополий. Не-которые являются прямыми владельцами печати, радио и телевидения. Пре-жде всего это группа ФИАТ, принадлежащая семейству Аньелли. Она владе-ет "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта"), "Стампа" ("Печать") "Коррьере делла спорт". Тираж принадлежащих ей газет превышает на 5% установлен-ный законом "потолок" монополизации в 20%, сходное положение и в регио-нальной прессе на северо-западе Италии - ФИАТ перешагнул установленный предел в 50%. Ей принадлежит часть акций ряда издательств, а также зару-бежных СМИ. Значительная часть изданий принадлежит политическим пар-тиям и профсоюзам.
Радиовещание существует в Италии с 1924 г., телевидение начало вес-ти свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было государственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству те-лестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают - 43%, ежедневные газеты читают 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась част-ная телестанция "Телемилано", ее владелец С.Берлускони, которому принад-лежат три крупнейшие коммерческие телесети страны - "Канале-5", "Италиа-1", "Рете-4". Есть в стране и другие телестанции, например сеть "Эуро-ТВ" ("Юго-восточный ветер-ТВ"), которой владеет Каллисто Тацци. В нее входит один национальный канал, 20 местных станций и региональная программа новостей. Всего в сфере коммерческого телевидения в Италии действует 6 национальных и паранациональных сетей, 290 местных и региональных теле-станций. Они стали основными конкурентами государственного телевидения. В середине 80-х частное телевидение охватывало почти половину аудитории страны и даже начинало опережать государственное, но потом положение выровнялось.
В последнее время в Италии идет процесс приватизации крупнейших государственных групп СМИ, он будет продолжаться. В частном секторе СМИ идет создание финансово-промышленных гигантов, как например, про-ект "СуперДжемина".
В 90-е гг. произошел распад послевоенной партийной структуры Ита-лии, перераспределение сил. В 1985 г. насчитывалось 38 политических фор-мирований, которые располагали своими средствами массовой информации. Между партиями и их СМИ идет постоянная борьба, особенно острая во время предвыборных кампаний. В середине 90-х гг. она была связана с под-готовкой референдума, на который в том числе выносились, вопросы, свя-занные с деятельностью телевидения, в частности коммерческого. Случай уникальный в мировой практике. Итальянцы должны были решить, оставить ли без изменений закон о коммерческом телевидении, ряд положений кото-рого Конституционный суд признал неконституционными. В частности, итальянцы должны были высказаться "за" или "против" права прерывать рек-ламой фильмы, театральные, оперные и музыкальные спектакли. Результаты референдума показали, что телезрители против изменения сложившейся сис-темы ТВ в стране, за приватизацию государственного телевидения. Был при-нят новый закон о телевидении, предполагающий усиления роли парламента в контроле за деятельностью телевидения. Он формирует правление государ-ственного ТВ РАИ из 8 человек - 4 от правящего большинства, 4 от оппози-цый канал, 20 местных станций и региональная программа новостей. Всего в сфере коммерческого телевидения в Италии действует 6 национальных и паранациональных сетей, 290 местных и региональных теле-станций. Они стали основными конкурентами государственного телевидения. В середине 80-х частное телевидение охватывало почти половину аудитории страны и даже начинало опережать государственное, но потом положение выровнялось.
В последнее время в Италии идет процесс приватизации крупнейших государственных групп СМИ, он будет продолжаться. В частном секторе СМИ идет создание финансово-промышленных гигантов, как например, про-ект "СуперДжемина".
В 90-е гг. произошел распад послевоенной партийной структуры Ита-лии, перераспределение сил. В 1985 г. насчитывалось 38 политических фор-мирований, которые располагали своими средствами массовой информации. Между партиями и их СМИ идет постоянная борьба, особенно острая во время предвыборных кампаний. В середине 90-х гг. она была связана с под-готовкой референдума, на который в том числе выносились, вопросы, свя-занные с деятельностью телевидения, в частности коммерческого. Случай уникальный в мировой практике. Итальянцы должны были решить, оставить ли без изменений закон о коммерческом телевидении, ряд положений кото-рого Конституционный суд признал неконституционными. В частности, итальянцы должны были высказаться "за" или "против" права прерывать рек-ламой фильмы, театральные, оперные и музыкальные спектакли. Результаты референдума показали, что телезрители против изменения сложившейся сис-темы ТВ в стране, за приватизацию государственного телевидения. Был при-нят новый закон о телевидении, предполагающий усиления роли парламента в контроле за деятельностью телевидения. Он формирует правление государ-ственного ТВ РАИ из 8 человек - 4 от правящего большинства, 4 от оппози-ции.
Доходы РАИ складываются из поступлений от рекламы и производства телепродукции, а также абонентской платы. Но с последним возникают сложности - не все телезрители вносят плату на ТВ. В некоторых регионах число неплатильщиков 40%. Теперь по новому законодательству, государст-венное ТВ получило возможность иметь платные телеканалы.
Национальное агенство новостей АНСА было создано в 1945 г. рядом газет на корпоративных началах и является крупнейшим в стране. Сегодня в него входят издательства большинства ежедневных газет. Специализируется на внутренней и международной информации, обменивается ею с 65 зару-бежными ИА. Имеет исключительное право распространения информации крупнейших мировых агенств в Италии. Его услугами пользуются десятки итальянских и зарубежных периодических изданий, радио- и телевизионных станций. Информация передается на итальянском, французском, английском языках. Имеет собственную фотослужбу.