Массмедиа и реклама: французский стиль вчера, сегодня, завтра

 

Было это в начале второй четверти ХУП в., когда на листке газеты (имя которой неизвестно) появился маленький анонс. Дальнейшее развитие рекламы связано с парижским Бюро регистрации и анонсов Т.Ренодо, который в 1631 г. начал выпускать еженедельную «Газетт» («Gazettе”).

В 1633 г. Ренодо издает «Лист адресного бюро» («Feuille du Bureau d Adresse»), где публикуются различные объявления о продаже недвижимости, а также предложения о найме на работу. А к середине ХУП в. несколько отделений парижского адресного бюро выпускало каждое свой лист объявлений. Они выходили нерегулярно: или раз в месяц, или раз в неделю.

К ХУШ в. появляются конкуренты. Это «Affiches de Paris, des provinces ef des paуs etrangeres” («Объявления из Парижа, провинции и иностранных государств») под руководством Жана Дутона, а поздне «Les Affiches de Paris” («Парижские объявления»), выходившие с февраля 1745 г. по май 1751 г.

В середине ХУШ в. появляются новые рекламные листки - газеты «Affiches de Paris” (1751 г.) и «Affiches de province” (1752 г.). В них можно прочитать объявления о продаже домов, земли, о найме на работу. Стоили эти газеты очень дорого - 24 ливра в год. А вот 1780 г. можно определить как рубеж, знаменующий собой начало возникновения рынка рекламных объявлений во французской прессе. В новых газетах («Affiches”) появляются новые и новые рубрики, на разные темы. Однако вплоть до конца Х1Х в. развитие рекламы было заторможено, что объясняется, с одной стороны, монополией государства, с другой - слабой экономической мощью Франции.

После революции 1789 г. начинает появляться политическая реклама. Содержание коммерческих анонсов практически и не меняется, но носит скорее региональный, чем национальный характер.

“Affiches” исчезают, и анонс проникает в прессу. Слово «реклама» еще не употребляется. Внедрение рекламы на страницы ежедневных изданий сопровождается ее разделением на разные типы в то время, а именно:

1. Униформенный анонс, или английский, благоприобретенный из английской прессы и отличающийся особой типографической формой - строки короче, размер букв меньше, чем в редакционном тексте. Он использовались для коротких объявлений.

2. Анонс-афиша - объявления варьирующих размеров, которые иногда доходили до половины страницы. Афишные анонсы появились в 1829 г. в парижской ежедневной прессе. Они использовались для коммерческой рекламы, иногда сопровождались иллюстрациями (мода).

3. «La reclame», или «Un fait – Paris”. Этот тип рекламы представлял собой небольшую статью, которая, в отличие от анонса, печатавшегося обычно на четвертой полосе, чаще публиковалась на второй или третьей странице как второстепенная информация и была очень эффективна.

Первая газета, которая распространялась бесплатно и окупала себя за счет рекламы, выходила под названием «Le tam – tam”. К 1830 г. во Франции появляются профессионалы, занимающиеся рекламным посредничеством. Начинается заметный рост рекламы во многих ежедневных газетах Франции (50), что отражено в таблице.

Реклама этого периода (начало ХХ в.) подразделяется на четыре категории (типа):

1. Анонс-афиша - публиковался на последней полосе ежедневных газет, иногда занимал всю полосу.

2. Английский анонс - маленькое объявление.

3. «Les Fаit divers”, или Редакционная реклама - состоит из тематически различных текстов небольшого объема.

4. La reclame - сочетание разных форм коммерческой рекламы, включая рисунки.

В этот же период появляются каталоги и афиши. В каталогах впервые начали публиковаться фотографии. Особый интерес к ним проявили большие магазины. Это была неплохая возможность для продажи товаров по почте людям, живущим вдали от Парижа.

Что касается афиши, то она завоевывала рынок за счет броскости и быстроты прочтения.

В середине 50-х гг. французская реклама входит в фазу расцвета, который будет продолжаться до начала 70-х гг..

Запрещается любая коммерческая реклама следующих товаров и услуг:

n напитков, производство и продажа которых запрещены, а также алкогольных напитков 5-ой группы, в частности анисовых; что касается других алкогольных напитков, их реклама должна ограничиваться указанием наименования продуктов, фамилий и адресов производителей, а также оптовых и розничных торговцев (Ордонансы от 7 января 1959 г. и от 29 ноября 1960 г.);

n медикаментов, не получивших предварительно визы министра здравоохранения по предложению комиссии по рекламе (изменения, внесенные в Кодекс здравоохранения Декретами от 14 марта 1963 г. и от 24 мая 1968 г.);

n предметов, аппаратуры и методов, якобы благотворно влияющих на здоровье, если их пропаганда была полностью или частично запрещена министром здравоохранения (Закон от 3 января 1972 г., внесенный в качестве дополнения в статью L 552 Кодекса здравоохранения);

n незаконных абортов (Закон от 16 января 1975 г.);

n профилактики и лечения венерических заболеваний за исключением публикаций в специализированных медицинских изданиях (Статья L 282 Кодекса здравоохранения с изменениями, внесенными Ордонансом от 25 ноября 1960 г.);

n средств защиты растений от вредителей, если эти средства не прошли сертификации (Закон от 2 ноября 1943 г.);

n злоупотребления представлениями, направленными на вовлечение несовершеннолетних в шоубизнес (Закон от 6 августа 1963 г., ст. 58-с);

n стимулирование потребления энергии в виде жидких и газообразных углеводов, электричества или твердого минерального топлива, а также стимулирование использования передвижных обогревательных приборов, основанных на применении указанных видов энергии (Декрет и Постановление от 6 декабря 1974 г.);

n объявления с предложениями работы или жилья, если эти предложения обусловлены отсутствием детей (Закон от 1 сентября 1948 г.). Эти объявления не должны также содержать каких-либо условий, носящих характер расовой дискриминации (Ст. 416 Уголовного кодекса).

 

СМИ Франции после Второй мировой войны. С началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Режим прессы возвращается к довоенному состоянию. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в том числе и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Эти явления в целом описывают как кризисное развитие послевоенной печати. В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар», «Паризьен либере», «Пари жур» – правые газеты, право- и левоцентристские «Монд», «Круа»; левые – «Юманите», «Либерасьон». Начинает складываться уже не два, а три рынка газетной прессы. В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая «Либерасьон», «Матен де Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

В период Четвертой (46-58) и Пятой республики (58-настоящее время) государство начинает выстраивать отношения с аудиовизуальным сектором. В целом ситуацию с режимом свободы слова можно охарактеризовать как «свобода прессы и несвобода радио и телевидения»; государство поддерживает плюрализм печати. Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции, находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. После этого происходит демонополизация аудиовизуальных СМИ.

В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации. Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции. В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ. В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения – «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций.

Современное состояние медиарынка Франции характеризуется доминированием газет над журналами, а телевидения – над радио. Появился и растет новый сегмент медиарынка – онлайн-журналистика. Развитие новых секторов печати, «таяние тиражей», кризис «новой экономики» и другие факторы вызвали кризис национальной печати; в 2008 году состоялись Генеральные штаты прессы. Система телевидения современной Франции включает общественные и частные сегменты, живущие в паритете, хотя приватизация ТФ1 несколько сместила чашу весов в сторону доминирования частного ТВ. Сегментация аудитории и переход на цифровой формат – ведущие проблемы современного телевещания.

 

Экономические факторы являются неотъемлемо важной составляющей в функционировании СМИ, в частности прессы. Они могут прямо или косвенно влиять на политику издания, на повестку дня, на распространение и т.д.

Рекламный рынок Франции характеризуется постепенным снижением интереса к периодической прессе на протяжении многих лет. Причин, обусловившие это, достаточно много, выделим внешние и внутренние. Внешними факторами можно назвать переход рекламодателей в альтернативные виды СМИ (телевидение, Интернет), а также экономический кризис. К внутренним относятся снижение тиражей, появление бесплатных изданий, неравномерное распределение рекламных доходов между различными секторами периодических изданий. Например, доходы от рекламы газеты «Монд» раньше составляли 40-50%, сейчас не превышают и 35%. Французская пресса получает лишь 13% от всего рекламного рынка, в то время как пресса Германии - 30%, 33% в Англии и 27% в США[2]. Однако современной тенденцией можно считать «выздоровление» рекламного рынка во Франции. В 2010 году доходы от рекламы выросли на 4,6%, хотя еще в 2009 они имели отрицательную динамику -18,1%. Стоит отметить, что приведенные выше данные касаются всего рынка СМИ в целом, но если рассматривать отдельно прессу, то тут также положительный рост доходов наблюдается у национальных ежедневных изданий (2,4%) и журналов (2,6%). Ежедневная региональная и специализированная пресса по-прежнему остаются с отрицательными показателями, но, тем не менее, они значительно меньше, чем в 2008-2009 годах [3]. Более подробные данные представлены в приложении 1.

Одной из особенностей французской системы периодических изданий является финансовая поддержка государства. В результате прошедших в 2008 году Генеральных штатов по вопросам прессы было принято решение о государственном финансировании сектора периодической печати в течение трех лет. В конце 2010 года было опубликовано несколько докладов, посвященных нецелесообразности подобных практик и предлагающих свое видение решения проблемы (доклады М. Франсэ, П. Мартин-Лаланд, А. Кардосо). Итак, в 2010 году государство выделило 1,16 млрд. евро в виде прямой (615,5 млн. евро) и косвенной (401 млн. евро) поддержек газетному сектору СМИ (см. Приложение 2).

Соотношение различных видов финансовой помощи показано на рис. 1.:

Что касается косвенной поддержки, то тут существенным оказывается снижение налога НДС до 2,1% с доходов от продажи номера издания, а также снижение почтовых тарифов для распространения. Данные меры помогли увеличить рентабельность предприятий с 1,5% до 5%.

Согласно данным исследования института Монтень, «пресса Франции получает самую массивную помощь от государства в мире». В процентном соотношении сумма государственной помощи составила 12% от всех инвестиции в газетный сектор. Вопрос о столь серьезной поддержке государства вызывает опасения как у исследователей, так и у самих журналистов относительно плюрализма и независимости периодических изданий.

Третьим показателем экономического состояния являются аудитория и тиражи изданий. Необходимо отметить, что пресса Франции пребывает в состоянии кризиса уже более тридцати лет. Сокращение тиражей началось в 70-х годах прошлого века. Для сравнения приведем некоторых данные из книги Ж.-Н. Жанени «История медиа»: в 1953 году общий тираж 26 ежедневных изданий составлял 6 млн. экз., в 1975 года – 3.1 млн. экз., в 1996 году – 2.2 млн. экз.[4]. Эволюция тиражей наглядно продемонстрирована на рис.2:

Источник: OJD

Доходы от продаж и от рекламы на протяжении десятилетий также сокращаются. По оценке экономиста Г. Дюваля, средний доход сегодняшних изданий как минимум на 6 млн. евро меньше, чем у периодических изданий в 1985 году. На протяжении нескольких последних лет объем распространения прессы в стране сокращается, но по-разному, в зависимости от типа издания. Согласно данным Департамента развития СМИ (Direction du développement des medias, DDM) только два вида прессы в последние годы показали положительную динамику. Тиражи бесплатных информационных ежедневных изданийвыросли в три раза с 2002 г. по 2007 г., ежегодное распространение новостных журналов (news magazines) увеличилось на 13% между 2000 г. и 2006 г. А тиражи ежедневной региональной прессы снизились на 9%, ежедневной национальной прессы на 10%, массовых журналов на 14%, специализированной технической и профессиональной прессы на 26%.

Причины «таяния» тиражей - высокая стоимость издания и низкое количество изданий, распространяющееся на 1000 жителей. Если сравнивать с показателями других стран, то картина представляется следующим образом:

Помимо всего прочего выделяют «кризис предложения» в системе печатных СМИ Франции. По данным Word Press Trends за 2008 год количество ежедневных изданий во Франции составляет 81 (10 из которых бесплатные). Начиная с середины XX века, количество изданий с каждым десятилетием сокращалось:

Источник: OJD

Снижение аудитория также связано с вопросом доверия к средствам массовой информации у французского населения. Подавляющее большинство (82%) по-прежнему доверяют телевидению, на втором месте находится радио (44%), затем следует пресса (38%), Интернету доверяют лишь 27%. У людей в возрасте до 35 лет Интернет занимает вторую позицию после телевидения, так как более половины из них используют Интернет в качестве главного источника для получения информации.

Следующим фактором, изменившим манеру потребления, становится доступ к бесплатной информации. Аудитория все меньше и меньше желает платить за информацию, это становится привычкой, в особенности у молодого поколения, выросшего с этим феноменом.

К экономическим факторам можно также отнести и техническое развитие, что естественно сказывается на финансовых показателях и на общем устройстве редакции и изданий. Многие эксперты прогнозируют скорое увеличение аудитории электронных версий изданий благодаря появлению новых технических средств. Активное распространение технических устройств iPad и других средств связи за последний год приводит к возрождению привычки потребления платного контетна. Во Франции все больше изданий как национальных, так и региональных предлагают подписку своим читателям на выгодных условиях (в среднем 0.79 евро). Также значимым фактом является формирование новой платформы «E-Presse Premium», включающую в себя 5 ежедневных газет («Les Echos», «Le Figaro», «Libération», «L'Equipe» и «Le Parisien-Aujourd'hui en France» ) и три еженедельных издания («L'Express», «Le Nouvel Observateur» и «Le Point»). Подписчикам будет предложен набор виртуальных услуг наиболее значимых изданий Франции. Столь мощный союз говорит о понимании необходимости диалога между ведущими, зачастую конкурирующими между собой изданиями и их активному распространению с помощью Интернета. По оценкам специалистов именно своевременное внедрение газет в сферу виртуального пространства и соответствие вызовам нового времени может вывести данный сегмент СМИ из состояния кризиса.

По мнению некоторых экспертов, выходом из кризиса может послужить переориентация изданий в содержательном плане, сделав акцент на культурное многообразие общества.

 

Процесс концентрации в газетно-журнальной индустрии.

По данным OJD (ассоциации, контролирующей распространение периодических изданий) распределение по секторам на рынке прессы на сегодняшний момент выглядит следующим образом:

Печатный рынок во Франции насчитывает 4.700 изданий (4 тыс. из которых являются платными), сконцентрированных в двадцати группах:

§ в секторе прессы общего характера доминирующими являются: Ашет-Лагардер (Hachette-Lagardere), Призма (PrismaPresse), Мондадори (Mondadori France), Байар (Bayard presse) и Экспресс-Экспансьон (l’Express-l’Expansion);

§ Национальная ежедневная пресса группируется вокруг трех основных игроков: СокПресс-Дассо (SocPresse – Dassault), Амори (Amaury) и Монд (Le Monde);

§ Региональные издания поделены между четырьмя лидирующими группами: Сипа Уэст-Франс (SIPA Ouest-France), ЭБРА (Est-Bourgogne-Rhône-Alpes, EBRA), Сюд-Уэст (Sud Ouest), групп Эрсан медиа (GHM);

§ Бесплатные ежедневные информационные издания сосредоточены вокруг Боллоре медиа (BolloreMedias (Direct Matin/Soir), «20 минут» (20 minutes), «Метро» (Metro);

§ Технические и профессиональные издания представлены тремя группами: Wolters Kluwer, Reed Elsevier, Le Moniteur.

Одной из крупнейших групп не только во Франции, но и в Европе является Лагардер групп (Lagardère group). Данный холдинг помимо медиабизнеса, занимается книгоизданием (второе место в мире), распространением прессы и книг (около 4 тыс. магазинов Relay по всему миру), владеет 15% аэрокосмической группы EADS (40% доходов всего холдинга). Подразделение группы Лагардер, которое представлено 130 видами медиапродукции (пресса, ТВ, радио, Интернет), носит название «Лагардер Актив Медиа». Торговый оборот всего холдинга в 2009 году составил 7,9 млрд. евро, из которых 1,7млрд. евро приходится на Лагардер Актив. Доля группы на медиарынке Франции составляет 54%, в Европе – 17%, в США и Канаде – 13%. Перечислим основные виды медиапродукции группы. В первую очередь это журнальная периодика, представленная таким изданиями как «Elle», «Paris Match», «Version Femina», «Telé 7 jours», «France Dimanche» и др. В марте 2010 года появилось новое издание «Be», которое, как и многие другие издания группы, относится к женской модной периодики. Всего около 212 изданий в 45 странах мира. На группу «Лагардер Актив» приходится также значительная доля аудиовизуальных СМИ. Радио – 29 радиостанций по всему миру и основные музыкальные радиостанции во Франции («Europe1» и «Virgin Radio»). Телевидение, также как и радио, ориентировано в основном на молодую аудиторию и представлено 10 телеканалами. К группе относятся бесплатные телеканалы наземного цифрового телевидения (Virgin 17 и Gulli), кабельные тематические телеканалы (музыкальные MCM и Mezzo, молодежные Canal J, TiJi, Filles TV). Как и большинство групп, Лагардер Актив старается идти в ногу со временем. Свидетельством является заключенный в апреле 2010 года договор с YouTube о предоставлении видеороликов и ТВ-передач. Таким образом, мы видим, что группа является первой по распространению платной специализированной журнальной периодики во Франции, лидером музыкального телерадиовещания во Франции, первой группой музыкального радиовещания на территории России, Польши, Румынии и Чехии.

Еще одной крупной и влиятельной группой на французском рынке является «Сокпресс-Дассо» (SocPresse – Dassault), принадлежащая авиапромышленнику Сержу Дассо. Главным изданием является ежедневная газета «Фигаро» и еженедельные приложения «Фигаро мадам» и «Фигаро-магазин». Вышеприведенные издания пользуются большим авторитетом среди французов. К примеру, тираж «Фигаро» составляет 330 237 экземпляров, что позволяет газете занимать второе место среди ежедневных национальных изданий. Еженедельник «Мадам Фигаро» на протяжении многих лет остается одним из самых популярных среди француженок (тираж 437 846 экземпляров)[5]. Также группе Сокпресс принадлежат издания «Экспресс» и «Экспансьон», в результате присоединения в 2006 году группы «Экспресс-Экспансьон». В общей сложности Сокпресс владеет более 70 изданиями.

Среди газетной периодики можно выделить две крупнейшие группы – группа «Монд» и «Эрсан медиа групп». Последняя широко представлена в региональной прессе: 31 ежедневная региональная газета с общим тиражом 400 тыс. экземпляров и десятки региональных еженедельников с общим тиражом 170 тыс. экземпляров[6]. Газеты выходят в северных и восточных провинциях Франции, а также на Антильских островах («Пари-Норманди», «Авр либр», «Франс-Антий»).

Среди иностранных групп, представленных на рынке французских масс-медиа, следует выделить «Призму» Бертельсмана («Гео», «Гала», «Прима», «Нэшнл Географик» и др) и «Мондадори» Берлускони («Теле-пош», «Теле-стар», «Биба», «Грация» и др.). Данные группы преимущественно представлены в журнальной периодике.

Стоит отметить, что во Франции существуют законодательные ограничения на монополизацию какого-либо вида СМИ одной группой. По закону запрещается владение и распространение одной группой более 30% ежедневных национальных общественно-политических изданий. Существующее на законодательном уровне правило «двух из трех», позволяющее компании владеть из трех видов СМИ (национальное телевидение, радио или ежедневное издание) максимум двумя[7], приводит к тому, что печатный сектор все чаще остается невостребованным крупными финансовыми компаниями, так как не является рентабельным (за исключением журнальной периодики). Как следствие, можно предположить, что в данной ситуации в большей степени заинтересованность в периодических изданиях будет у крупных промышленных групп, преследующих имиджевые и политические выгоды нежели экономические. Подтверждением этому могут служить группы, конторолируемые А. Лагардером (аэрокосмический бизнес EADS), С. Дассо (авиапромышленность), Б. Арно (LVMH), семейством Буиг (строительство и телефония), основной доход которых состоит в промышленном бизнесе, а также напрямую зависит от политической власти страны. Во Франции практикуется такая форма концентрации, для которой характерны слияние и поглощение и даже исчезновение некоторых изданий (чаще всего подобные действия затрагивают региональную прессу), что в свою очередь приводит к потере читателей.

Помимо отрицательного отношения к процессу концентрации средств массовой информации преимущественно вокруг промышленных групп во Франции существуют и противоположные точки зрения. Например, Патрик Эвено считает, что «сближение крупных индустриальных групп и СМИ является наиболее перспективным решением в построении мультимедийной системы будущего».

 

На становление и развитие идей демократического мультикультурализма в прессе помимо собственников и редакционного состава оказывает влияние также и государство. Во-первых, при помощи нескольких государственных СМИ (парламентский телеканал, радиостанции, аудиовизуальный институт и т.д.). Во-вторых, оказывая финансовую помощь и поддержку СМИ (примерно около 2 млрд. евро ежегодно составляет прямая и косвенная поддержка французских СМИ). В-третьих, с помощью законотворческой деятельности по вопросам СМИ, а также работы основных государственных органов и комиссий по вопросам функционирования прессы таких как:

¾ Департамент развития прессы (DDM);

¾ Комиссия совместной работы прессы и информационных агентств (CPPAP);

¾ Высший совет по системе распространения прессы (CSMP);

¾ Профессиональное сообщество по работе с документами в прессе (SPPP).

Важность информации в конструировании представлений общества о самом себе подтверждается многочисленными факторами. Каждый год во Франции выходит около 9 млрд. экземпляров газет и журналов, 54% из которых приходится на региональную и департаментскую прессу, каждый второй француз является регулярным потребителем ежедневной прессы. Для того чтобы более отчетливо представлять современную картину в периодической печати Франции, рассмотрим несколько более ранних исследований, проведенных по нашей теме.

 

Социально-демографические и культурные факторы.

Недавние исследования, проведенные компанией «Медиаметри», показывают, что классические медиа по-прежнему не утрачивают своей популярности среди французов: 99,2% используют, по меньшей мере, какой-нибудь один вид СМИ в течение дня. Также увеличивается число контактов со СМИ на 9,7% ,таким образом, в среднем за день потребитель взаимодействует с медиа 39,6 раза.

Но в то же время другое исследование, проведенное группой «Экспресс» совместно с агентством «Илиго», показывает, что 76% французов испытывают дискомфорт от чрезмерного количества поступающей информации. Характерной особенностью нашего времени также является зависимость от информационных потоков. Данные исследования Roularta L’Expresse и агентства Iligo показывают, что 96% потребляют информацию ежедневно, в среднем расходуя 2 часа 16 минут. К этому следует добавить, что 30% французов не могут обходиться без информации более одного дня.

Что касается аудитории ежедневной прессы, то по сравнению с другими странами Франция не является лидером. Соотношение представлено на рис.1:

98% французов воспринимают информацию «как предмет обмена с другими». Изменяется функция читателя, теперь он диктует, что читать, смотреть с помощью социальных сетей, выступает в качестве «куратора-попечителя».

Однако возникает парадокс между тем, что 60% ищут противоположную своей собственной точку зрения, а 78% также желает получать нейтральную информацию. Подобный феномен объяснил журналист и аналитик Лорен Франсуа: «Читатель ищет информацию, которая позволит ему вступить в диалог или разговор. Но для этого недостаточно только критического отношения к противоположному мнению, но также особенно важно иметь достаточно знаний, которые позволяют владеть сведениями, целями, задачами. И тут необходима нейтральная информация, которая дает базовую опору для ведения дебатов». Это во многом объясняет тот факт, что французы большее предпочтение отдают информации, позволяющей конструировать собственное мнение и лишь затем развлекательной.

В наше время все большее количество изданий понимают необходимость присутствия в Интернете. Именно на сайтах периодических изданий для получения новостей французы тратят 51,5% времени нахождения в Интернете.

Распространение в социальных сетях также является важной частью современного менеджмента изданий. Например, издание «Либерасьон» предлагает читателю создать свою собственную страницу, где он сможет сохранять наиболее интересные для него статьи, общаться с другими представителями сообщества, делиться информацией, то есть это представляется как своего рода создание социальной сети вокруг новостей. Возрастная проблема аудитории напрямую связана с содержательной стороной издания: большинство молодых людей не находят ничего интересного и полезного для себя в ежедневных газетах (67%). Причины столь низкой популярности у молодых читателей в возрасте от 15 до 25 лет заключаются, по их мнению, в недостаточной иллюстрированности (68%), несоответствии их стилю (47%), в отсутствии мнения молодежи (68%), а также в излишней политизированности изданий (80%)[8]. Для решения проблемы «старения» аудитории была оказана также правительственная помощь.

 

Тематика Монд Фигаро Либерасьон
Развлечения, культура, искусство, медиа 60 (10,4%) (14,2%) (7,6%)
Экономика, финансы, социальные проблемы (8,3%) (6,5%) (14,1%)
Образование (5,2%) (2,3%) (4,3%)
Политические и экономические силы 72 (12,5%) (14, 4%) (10,4%)
Политические партии (4,2%) (3,6%) (3,3%)
Гражданское общество/ республиканские ценности 78 (13,5%) (10,7%) (14,5%)
Криминал и преступления 61 (10,6%) (13,2%) (12,6%)
Юстиция и суд 58 (10,1%) (9,6%) (7,5%)
Здоровье и здравоохранение (2,1%) (1,2%) (2,2%)
Наука и техника (2,6%) (1,9%) (0,4%)
Окружающая среда (2,3%) (2,9%) (2,8%)
Религия (6,8%) (9,4%) (6,9%)
Спорт (8,2%) (8,1%) (12,4%)
Другое (3,3%) (1,9%) (0,9%)
Всего:

 

Особенности подачи информации в региональных изданиях

Во Франции в среднем около 17 129 000 человек (34% французов) являются ежедневными читателями региональной периодики. Наиболее высокий процент аудитории у ежедневных газет в Бретани (57%), далее следует Эльзас (48%) и Западная Луара (44%). Самая низкая концентрация потребителей региональных газет в Иль-де-Франс (17%), что связано с большей популярностью национальной прессы в данном регионе. Процентное соотношение аудитории и тиражей региональной прессы продемонстрировано в приложении 12.

В результате концентрации и монополизации происходит объединение региональной прессы вокруг нескольких крупных медиагрупп. Наиболее значительной является группа Ouest-France («Уэст-Франс») на северо-западе страны, торговый оборот которой составляет 1,2 млрд. евро. С 2005 по 2008 год группа Уэст-Франс поглощает все газеты региона Луары, таким образом, газета «Уэст-Франс», издающаяся в Ренне, распространяется в трех регионах - Бретань, Нормандия и Западная Луара. Тираж издания 780 779 экземпляров, что позволяет ей оставаться первой ежедневной газетой во Франции. В январе 2009 года газета меняет свой облик, увеличивается шрифт, появляется больше воздуха. «Газета модернизировалась, не утратив своих главных качеств: серьезности, гуманизма и приверженности поставлять самую полную информацию», - заявил главный редактор Жан-Люк Эвен. У газеты 64 редакции, в том числе и в Париже, в которых работает около 600 журналистов. В основе «Уэст–Франс» находится ассоциация, образованная в соответствии с законом 1901 года. Отличительной чертой издания является проникновение практически во все сообщества, во многом благодаря широкой корреспондентской сети. Газета из всех представленных является наиболее плюралистичной, близкой к аудитории и читателям. Прослеживается четкая редакционная политика в поддержке евроинтеграции и культурного многообразия. Подробная структура группы «Сипа-Уэст-Франс» приведена в приложении 17.

На востоке страны по-прежнему лидером остается группа «ЭБРА» (Est-Bourgogne-Rhône-Alpes, EBRA), образованная в 2006 году. В июне 2008 года главным акционером группы становится банк Crédit mutuel и присоединяет к группе издания «Прогре» (Лион) и «Дофине либере» (Гренобль). Фактически, эта группа является первой по количеству изданий и их общему тиражу (1,3 млн.). Газета «Дофине либере» (Освобожденный Дофине), основанная в 1945 году участниками Сопротивления, распространяется в 9 департаментах на востоке страны. Структура издания включает в себя 22 редакции и 40 местных агентств на территории 7 департаментов, насчитывает около 1200 сотрудников, из которых 260 журналистов. В результате монополизации «Дофине» является одной единственной газетой на восточной территории страны. В отличие от других региональных газет «Дофине» практически всегда являлась монополистом в регионе - зоне распространения, ее преимущество заключалось не столько в экономических факторах, способствующих процветанию газеты, сколько во владении информацией и фактов, а также в возможности формировать общественное мнение и повестку дня. Тем не менее, сегодняшняя газета «Дофине» не может позволить иметь четкую редакционную линию с собственной политической и социальной позицией. Если ранее газета имела правую политическую направленность, то сейчас она стремится к нейтральности, что объясняется правовыми и экономическими особенностями функционирования медиарынка. Во-первых, в условиях монополизации информационного сектора региона в соответствии с законодательством запрещено занимать сторону какой-либо политической партии, газета должна представлять собой платформу для выражения всевозможных направлений. Во-вторых, подверженные постоянному сокращению читателей газеты логично стремятся к плюрализму и удовлетворению всех интересов аудитории. Тиражность издания объясняется за счет территориальной экспансии и плотности населения (второй регион во Франции). Особенностью данной группы является наличие местного телевизионного канала «Дофине либере», подобная кроссмедийность добавляет популярности и значимости группе «ЭБРА» на медиарынке.

Юг страны поделили между собой группы Sud-Ouest («Сюд-Уэст») и группа Лагардер Актив. Группе «Сюд-Уэст» после слияния с «Миди либр» принадлежит 22 издания, которые распространяются в восьми департаментах. Главным изданием является «Сюд-Уэст», выходящее с 1944 года, тираж составляет 300 тысяч экземпляров, девиз которой «Факты священны, мнения свободны». За последние три года компания Лагардера добавила в свои активы и некоторые средиземноморские ежедневные газеты («Прованс», «Корс-Матен», «Нис-Матен», «Вар-Матен» и др.).

Новым игроком на региональном рынке массмедиа становится группаVoix du Nord - La Montagne («Вуа дю Нор- Ла монтань»), благодаря слиянию двух основных медиакорпораций в северных и центральном регионах Франции – Rossel и Centre France.Торговый оборот данного концерна составил 450 млн. евро, общий тираж около 800 тыс. экз. Данное слияние становится самым крупным за последние несколько лет. «Вуа дю Нор» (Голос севера) была образована в 1941 году, с 2009 года газета меняет формат на таблоид, становится удобочитаемой, соответствующей современному ритму жизни. Распространяется в двух департаментах и имеет 27 редакций в различных городах, редакторский состав насчитывает 268 журналистов (см. приложение 18).

Крупные региональные газеты участвуют в двух процессах одновременно: концентрации, но также диверсификации и создании локальных изданий.Например, газета «Уэст-Франс», главный игрок на региональном рынке, создала 42 местных издания, которые, как подчеркивает Ж.-М. Шарон «представляют собой различные газеты, содержащие страницы местных новостей, но чаще департаментских (региональных). Это говорит о ставке на информацию более практичную, гиперлокальную, отражающую каждодневную жизнь. В то время как информация об экономике, занятости и развлечениях выходит в виде специальных еженедельных приложений. В конце недели издания «подкрепляются» журнальными приложениями (телевизионными и женскими)».

Численность аудитории связана непосредственно с территориально-демографическими характеристиками того или иного региона. Например, газета «Уэст-Франс» с аудиторией более двух миллионов является не только самой крупной в регионах, но также и на национальном уровне. Итак, аудитория ежедневной региональной прессы выглядит следующим образом:


[1] Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий:Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.

[2] Pecquerie, Bertrand . Presse quotidienne française: « l’Homme malade de l’Europe». La documentation française, avril 2009. P.22.

[3] Данные Института исследований рекламы http://www.irep.asso.fr/

[4] Jeanneney J.- N. Une histoire des médias(des origines à nos jours). P., 2003. P. 80.

[5] http://www.ojd.com

[6] Пую А.С. Указ. соч. С.197.

[7] http://fr.jurispedia.org/index.php/Concentration_dans_le_secteur_de_la_presse

[8] Spitz B. Rapport Les jeunes et la lecture de lq presse quotidienne d’information politique et generale. Paris, 2004. P. 30-54.