Многообразие источников информации, их правовой статут и административное руководство

 

«Франс пресс» (AФП). Эту известную и за пределами Франции организацию создал в 1832 г. французский издатель Шарль Луи Гавас. Первоначально она представляла собой было бюро, которое занималось переводом материалов из иностранных газет и их распространением среди потребителей во Франции. Штат составлял 10 человек переводчиков. После июльской революции, в 1835 г. бюро было переименовано в первое в мире агентство новостей «Гавас». На тот момент оно с помощью почтовых голубей сравнительно быстро (за 6 часов) передавало новости с Лондонской биржи.

В 1852 г. агентство открывает отдел рекламы, который со временем стал важным источником финансирования. После 1858 г. влияние агентства ширится, оно начинает работать на французские колонии в Африке, Азии и на страны Южной Америки.

Характерной чертой для «Гавас» являлось своевременное внедрение новых информационных технологий. Первоначально, то есть до конца XIX - начала ХХ в., агентство эффективно использовало телеграф, затем и радио. В 1866 г., вместе с агентствами «Рейтер» и «Вольф» оно участвовало в прокладке первого кабеля, соединившего Европу и Америку. Начало 20-х гг. ХХ столетия является переломным для «Гавас». Оно проводит слияние с рекламными компаниями «Сосьете женераль д`анонс» (1920) и «Авенир пюблисите» (1923), в этом же году начинается трансляция информационных бюллетеней агентства на радио «Радиола».

Известно, что после оккупации Франции немецкими войсками агентство было разделено на два самостоятельных подразделения: Французский информационный офис (ОФИ), который вначале служил французскому правительству, и Французское рекламно-информационное агентство (АФИП).Сразу после Освобождения было создано агентство «Франс пресс», которое до 1957 г. было государственным. Правительству в последующие годы существования АФП принадлежало не менее 51 % акций.

Политика децентрализации, которая проводилась во Франции, коснулась и агентства АФП. С 1985 г. упор в его работе делается не столько на центральный офис в Париже, сколько на региональные отделения в Монтевидео, Никосии, Сянгане, Вашингтоне. Такое решение совета директоров было воспринято французами неоднозначно. В 1986 г. создается «Общество журналистов Франс пресс» (в него вошло 450 редакторов агентства из 734), провозгласившее целью защиту интересов и традиций АФП. Даже некоторые известные издания, например «Монд», писали, что изменения в АФП приведут к потере оригинальности единственного франкоязычного мирового информационного агентства. Забастовки в АФП подтвердили данные опасения. Правительство Франции было вынуждено вмешаться, в результате чего было организовано акционерное общество АФП, где государство играет основную роль в финансировании. На данный момент правительство Франции финансирует 66% бюджета АФП, 17% поступает от частных клиентов на территории Франции, остальные 17% - от зарубежных инвесторов.

Закон от 10 января 1957 г. придал агентству «Франс пресс» – французскому национальному агентству - особый статус самостоятельного юридического лица, осуществляющего свою деятельность в соответствии с правилами информационного рынка.

Задачей АФП является:

1) поиск во Франции и за границей элементов объективной и полной информации;

2) предоставление этой информации пользователям за соответствующую плату.

Следует подчеркнуть, что Франция является единственной страной в мире, где информационные агентства, в том числе и АФП, работают согласно специальному положению «О деятельности агентств печати», принятому в 1945 г. (2 ноября), с поправками и дополнениямии, внесенными в него в 1957, 1970 и 1986 гг.

Ордонанс от 2 ноября 1945 г. дает следующее определение агентствам печати: «частные организации, которые предоставляют газетам и иным периодическим изданиям статьи, информацию, репортажи, фотографии и другие редакционные материалы и для которых плата за эти услуги является основным источником доходов».

Этот же Ордонанс налагает определенные обязательства. Он запрещает агентствам печати осуществлять какую бы то ни было рекламу в пользу третьих лиц, предоставлять бесплатно редакционные материалы газетам и иным периодическим изданиям, отправлять им бесплатно более восьми подборок образцов фотопродукции в месяц. Ордонанс разрешает открытие иностранных агентств печати во Франции при условии, что соответствующие страны предоставят Франции аналогичную возможность.

Кстати, Паритетная комиссия периодических изданий, основанная в соответствии с Законом от 22 апреля 1931 г., была реорганизована Декретом от 25 марта 1950 г. и преобразована затем в Паритетную комиссию периодических изданий и агентств печати на основе Декрета от 2 августа 1960 г. Она включает в себя две секции: «Периодические издания» и «Агентства печати». В состав Комиссии входят семь представителей различных заинтересованных ведомств и семь представителей органов печати.