Современные аудиовизуальные массмедиа Франции

Распространение прессы

Как известно, согласно Закону от 6 апреля 1978 года для распространения газет или других периодических изданий не требуется полностью оплачивать почтовые сборы. Для создания собственной сети распространения возможно создание кооперативов, которые на основании Закона от 2 апреля 1947 года имеют право только сортировать и заниматься доставкой. Координацией деятельности этих кооперативов занимается Высший Совет по распространению печати. Он состоит из 27 членов, представляющих все заинтересованные стороны этого процесса (от министров до транспортных предприятий).

Доставкой газет и журналов занимаются непосредственно лица, именуемые «продавцами-разносчиками печати» (уполномоченные агенты), и разносчики печати (наемные работники).

 

Закон от 29 июля 1982 года ликвидировал во Франции государственную монополиюв области радиовещания и телевидения. Принцип свободы использования СМИ провозгласил и Закон от 30 сентября 1986 года. Руководствуясь принципом сочетаемости частной и государственной (общественной) форм собственности на аудиовизуальные средства массовой информации, государство сохранило за собой владение несколькими телеканалами и национальным радиовещанием. Функции контроля и регулирования электронных телекоммуникаций возложены на Высший совет аудиовизуальных средств информации (Сonseil superieur dе l’audiovisuel (CSA) - 56, rue Jacob, 75272 Paris; tel.40209634).

Согласно французскому закону о свободе коммуникации, в Высший совет входят 9 человек сроком на 6 лет. Причем трое из них назначаются Президентом республики, трое – Национальным собранием и трое – Сенатом. Председатель совета назначается Президентом страны.

Высший Совет имеет право:

1) назначать президентов государственных телерадиоканалов;

2) предоставлять концессии (от лат. concessio – разрешение), т.е. лицензии на вещание частным лицам и компаниям по их заявлению;

3) давать разрешение на эксплуатацию и осуществлять контроль соблюдения технических правил всеми радио- и телевизионными предприятиями, независимо от собственника;

4) распределять частоты вещания среди радио- и телеканалов;

5) определять стратегию в области кабельных сетей и средств связи;

6) следить за соблюдением принципов плюрализма и равного распределения эфирного времени между политическими акторами, особенно во время избирательных кампаний;

7) контролировать исполнение частными теле- и радиокомпаниями взятых на себя обязательств, особенно в сфере тематики и формата вещания.

Прямой государственный (правительственный) контроль распространяется:

1. На АО «Французское телерадиовещание» (TDF). В его обязанности входит, с одной стороны, трансляция программ на Францию и другие страны, с другой – стандартизация оборудования для радио и телевидения.

2. На пять национальных компаний по производству радио- и телепередач. Это Radiо-Franсe – создание, размещение и трансляция радиопрограмм; Antenne-2 – производство и трансляция телепрограмм для Франции; FR-3 - создание, размещение, трансляция общенациональных и региональных телепрограмм на территории страны; RFO– производство теле- и радиопрограмм для потребителей за границей; RFI – производство радиопрограмм для радиослушателей за границей.

Созданием и реализацией видеопродукции занимается Французская компания по производству теле- и видеофильмов (SFP). Национальный аудиовизуальный институт хранит магнитные записи и следит за использованием архивных материалов.