Французский костюм

 

Французский костюм этого периода, сохраняя общие для Западной Европы формы, приобретает черты национального своеобразия. Французские одежды никогда не были такими скованными, застывшими как испанские, в них всегда вносилась некоторая мягкость, легкость, присущая вкусу нации. Французский костюм определяла более свободная и элегантная манера двигаться, одежда была более яркой, светлой, радостной.

В моде были бархат, парча, шелк, сукно. Эти и без того дорогие ткани украшались золотыми и серебряными вышивками, иногда расшивались мелким жемчугом. Каждый светский человек согласно этикету должен был иметь не менее 30 костюмов - по числу дней в месяце, и менять их ежедневно.

Мужской костюм состоял из белой рубашки, трико и коротких шарообразных панталон, которые в отличие от испанских, были мягкими. Распашной кафтан туго стягивался на талии поясом. Обувь в моде была тупоносая - “медвежья лапа” - с прорезями и вышивками. Модная прическа - короткая стрижка - дополнялась небольшой бородкой и усами. Головным убором служили “французские” береты, они имели широкие жесткие поля, поверх которых лежало обычно белое страусовое перо.

С середины XVI в. костюм стал больше походить на испанский. Пример такому подражанию подавал французский король Генрих II, носивший исключительно черные испанские костюмы. Камзол превратился в колет с откидными рукавами, фреза и манжеты стали шире.

В третьей четверти столетия французская мода отходит от испанского влияния и создает свои собственные, весьма экстравагантные формы. Общий облик костюма стал более женственным, был исключительно светлых тонов: розовые, голубые и т. п. Мужчины красили и завивали волосы, обильно румянились, душились, носили серьги в ушах и ток из перьев на голове. Фреза сделалась такой огромной, что стала называться “мельничным жерновом”.

К концу века мужской костюм претерпел еще одно изменение. Он стал строже, проще. Этому способствовали указы о моде короля Генриха IV. Он издал указ об ограничении роскоши и пестроты в костюмах для дворян, которые должны были носить теперь темные, но дорогие и изысканные одежды. Колет сделался свободнее, панталоны удлинились до колен и приобрели мягкую сборчатую форму. Обувь- туфли с розеткой на носке- получила каблук.

В первой половине XVI в. модный силуэт женского платья напоминал ту же конусообразную форму, что и испанский. Оба платья- и нижнее и верхнее- натягивались на каркас, имели очень узкий лиф с острым мысом и вырез каре. Рукава, узкие у плеча, сильно расширялись книзу и часто имели меховой манжет. Из-под верхних рукавов были видны узкие рукава нижнего платья.

К середине века изменилась форма рукава, а силуэт платья остался прежним. Рукав верхнего платья приобрел форму короткого буффа или крылышка, из-под которого виднелся покрытый прорезями рукав нижнего платья. В эти годы изобрели корсет, в который затягивались модницы. Обувь стали делать с небольшим каблуком, хотя по-прежнему носили итальянские туфли на высокой подошве. Костюм дополняли полумаски и вошедшие в моду носовые платки, отделанные тончайшими кружевами. Из головных уборов в моде был берет. Характерными украшениями являлись жемчужные бусы и декоративные пояса.

В конце XVI в. формы женского платья существенно изменяются. Особенно это касается юбки. Она стала свободной (мягкие крупные складки и валики на боках, одетые под юбку), а затем приобрела круглую форму, напоминающую абажур. Под эту юбку одевали жесткий каркас, а сверху нее вокруг талии- плоскую плоеную оборку, имевшую вид колеса. Лиф стал еще уже. Чтобы создать впечатление чрезвычайно тонкой талии, мыс лифа очень удлинился, что, однако, зрительно сильно укорачивало ноги. Сильно изменилась форма воротника- вместо фрезы в моду вошел стоячий на каркасе воротник округлой формы, иногда поднимавшийся сзади выше головы.

Прическа была двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где крепили на проволочном каркасе. Маски стали условием приличия. В моде были складные веера, перчатки, украшенные вышивками и камнями, туфли на невысоком каблуке, поясные кошельки, поясные зеркала в оправе, часы в виде луковицы и подвешенные на цепочке к поясу “блохоловки”- изящные драгоценные коробочки с небольшим отверстием. В коробочку капали мед и блохи, привлеченные запахом меда, забивались в коробочку, а выпрыгнуть обратно не могли.

В конце XVI в. костюм теряет первоначальную ясность и простоту соотношений объемов, какие существовали в первой половине столетия. Композиционное единство нарушается, костюм превращается в нагромождение тяжелых масс и в нем проступает стилистическая неопределенность переходного периода.

 

 

Самостоятельная работа: Костюм эпохи Возрождения: Англия, Германия, Нидерланды