П.2. Архитектура. Изобразительное искусство. Скульптура.

П.1. Наука. Литература. Философия.

Культура эпохи эллинизма.

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356—323 до н. э.) — сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334—324 до н. э.) была создана огромная держава, простирав­шаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323—27 до н. э.)— эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых элли­нистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пер-гамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классичес- кой эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характер­но для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287—212 до н. э.). Он создал поня­тие бесконечно большого числа, ввел величину д для вычисления длины окруж­ности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основополож­ником теоретической механики и т. д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники спо­собствовали подъему наук — математики, механики, астрономии, географии. Ев­клид (ок. 365—300 до н. э.) создал элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320 —250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 — 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.

 

 

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300—240 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг впе­ред в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды уче­ника Аристотеля — Феофрата (Теофраст) (372—288 до н. э.).

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накоп­ленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знамени­тые из них — в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находи­лись различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наи­большее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических про­изведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, зна­чительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изыскан­ность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (III в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 — ок. 240 до н. э.).

Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии — идил­лия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 — ок. 250 до н. э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.

В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая коме­дия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 — 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых инт­ригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан — мимы.

Менандру приписывают крылатую фразу:

 

Кого любят боги, умирает молодым.

Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристи­ку, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200—120 до н. э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейши­ми из них являются эклектизм (выбирающий) — стремле­ние сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей.

В ре­зультате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопро­сами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинисти­ческой эпохи являлись две новые школы — эпикурейство и стоицизм.

Основателем первой был Эпикур (342/341—271/270 до н. э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которо­го признавалась атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой.

Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном (ок. 335 — ок. 262 до н. э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта — ре­лигиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.

В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, харак­терного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались бо­гами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы, судьба приобре­тает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм (соединение) — смешение различ­ных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

 

 

В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строитель­ство которых, а также перепланировка старых осуществляются по определен­ной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся бу-левтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах эллинистических государств возводятся дворцовые по­стройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутрен­них двориков, полов в парадных помещениях. Стены зданий часто украшают­ся росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встреча­ются сюжетные росписи.

return false">ссылка скрыта

В эллинистический период появляются и такие специфические сооруже­ния, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

 

Маяк у входа в Александрийскую гавань

на острове Фарос.

III в. до н.э.

Считался одним из семи чудес света.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), который одно время был придворным художником Александра Маке­донского. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображения людей отличались особым изяществом. Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, вырази­тельность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, вырази­тельность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, вырази­тельность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скуль­птурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 метров.

из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 метров.

 

Пракситель.

Гермес с младенцем Дионисом.

IV в до н.э.

Музей в Олимпии. Греция.

 

 


Агесандр, Афинодор, Полидор.

Лаокоон и его сыновья.

I в. до н.э.

Римская копия.

Ватиканский музей. Рим.