П.2. Архитектура.

П.1. Философия. Образование. Литература.

Эпоха кризиса полиса.

Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции. Кризис греческого по­лиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Гре­ции приводило к распространению частной собственности на землю, вытесняв­шей античную форму собственности — экономическую основу города-государ­ства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами.
Дос­таточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.

 

Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н. э. вели к тому, что люди все сильнее сосредоточивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

Не случайно в двух сложившихся в это время философских школах — кинической (Киники - холм в Афинах, где основатель школы Антисфен зани­мался с учениками - высшим благом признавали духовную свободу человека.) и гедонической (гедонисты высшим благом считали наслаждение)на первом плане стоят этические проблемы, поиски счастья.

Главными представителями кинической школы были Антисфен (ок. 444— 366 до н. э.) и Диоген Синопский (ок. 412—323 до н. э.). По их мнению, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, она совпадает со счастьем и зак­лючается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлений. Очень характер­на фигура Диогена, который вел нищенский образ жизни, презрительно относил­ся к культуре, считал себя гражданином мира (космополитом) и требовал «пере­оценки ценностей».

Гедонисты, основным представителем которых был Аристипп (ок. 435—355 до н. э.), считали, что истина непознаваема, поэтому каждый человек должен стре­миться к тому немногому, что ему доступно, — к удовольствию и должен во всем руководствоваться собственными ощущениями.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии. Платон (427—347 до н. э.) был учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. По его мнению, можно узнать истину о том, что происходит в государстве и в природе, причем это знание не особое у каждого человека, а единое и общее для всех людей. Чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоя­щий мир, природа, все видимые вещи — лишь копии или отражения мира идей — невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Уделяя боль­шое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предла­гал реформировать клонившийся к упадку полис. Основной идеей его учения о государстве является справедливость, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Справедливый государственный строй создается в результате гармоничного сочетания деятельности сословий и их добродетелей.

­ Ученика Платона — Аристотеля (384—322 до н. э.) по праву называют

энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным

наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской систе­ме. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике. Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе.

Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно

-идеалистического направлений.

Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать фундаментальные знания в различных областях науки и жизни. Под влиянием Аристотеля в IV до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

В литературе IV в. до н. э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия. Место так называемой «древней» комедии V в. до н. э., отражавшей злободневные политические вопросы, заняла «средняя» комедия, развлекавшая публику обыгрыванием незначительных событий повседневной жизни. Театр перестал играть свою прежнюю социально-воспитательную роль, обратился к частной жизни человека.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436—338 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литератур­но мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма — единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.

Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (430/425—

- после 355 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. Но до уровня Фукидида Ксенофонту подняться не удалось — его в основном интересовали великие лич- ности, а не причинно-следственные связи событий.

 

Греческая архитектура этого периода, развивая достижения предыдущего сто­летия, обладает рядом особенностей. Все большее значение в ней приобретают декоративные начала, гораздо чаще других встречается теперь самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей — коринфский. В это время при­меняются новые композиционные приемы, в частности, появляются сооружения круглой формы. Большое внимание уделяется строительству театров, для возведе­ния которых теперь используется прочный материал — камень. Среди наиболее известных построек этого этапа следует отметить театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.

 

Театр в святилище Асклепия в Эпидавре. IV в. до . э.

Один из лучших образцов среди уцелевших древнегреческих театров.