П.2. Скульптура. Вазопись.

П.1. Философия. Литература. Театр.

Эпоха расцвета.

Классический период

Классический период (480—323 до н. э.) подразделяется на эпоху расцвета (V в. до н. э.) и эпоху кризиса полиса (IV в. до н. э.).

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н. э.). Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие поли­сной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (ок. 495—429 до н. э.).

 

В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыгра­ли софисты ( искусник, мудрец, лжемудрец)странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно слави­лись своим умением убеждать и доказывать.

В этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыска­ния истины великий мудрец Сократ (470—399 до н. э.). Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владе­ет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку — его природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.

В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (460— умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов — неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинако­вые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены.

Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.

В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н. э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего — не вредить пациенту.

В литературе V в. до н. э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525—456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декора­ций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила — прославление граж­данских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении тра­гедия «Прометей прикованный» (ок. 748 до н. э.).

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика — Софокла (ок.496—406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Со­фокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.

Софоклу приписывают слова:

Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изобража­ет их такими, какие они есть.

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480—406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях — борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особен­но выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 — ок. 386), придав­ший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды атти­ческого крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, привер­женцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеи­ваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан — муж­чин — принимало участие в работе народного собрания, органов управления, судов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры.

Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраи­вались симпосионы — дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состя­зались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпоси-онах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры (подруга, любовница) — в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.). Повседневная одежда афинян была скром­ной, пища — довольно скудной: в основном овощи, рыба, ячменные лепешки, пили обычно разбавленное вино, воду, молоко.

Большой интерес граждан вызывала история родного полиса. Греческая историография V в. до н. э. бурно развивается и впоследствии становится образцом для подражания. Еще древние «отцом истории» называли Геродота (ок. 484—425 до н. э.). В отличие от логографов (историков архаического пе­риода, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествова­ния, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Исто­рию», основным сюжетом которой были греко-персидские войны.

 

 

Главной задачей искусства V в. до н. э. было правдивое изображение чело­века, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической.

В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшая­ся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашива­ли, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорционально­сти, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н. э.: Фидия (середина V в. до н. э.) — статуи «Афина-воительница», «Афина-Парфенов» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для хра­ма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э.) — знаменитый «Дискобол»;, Поликлета (2-я пол. V в. до н. э.) — статуя «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка». Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человечес­кого тела.

Мирон.

Дискобол. V в до н.э.

Римская копия с бронзовой статуи.

Национальный музей. Рим.

 

 

Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнота (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их картины до нас, к сожалению, не дошли, и основным памятником живописи этого периода для нас остается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции ар­хаической эпохи.