П.3. Архитектура. Скульптура.
П.1. Религия. Философия. Литература.
Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (политеизм (от греч. — бог) — многобожие, вера во многих богов.)
По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана — титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном — Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера — владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство.
Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз (в греческой мифологии — дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена— трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии) — покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес.
Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Де-
метра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию. Гермес — торговле и ворам и т. д.
Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года): Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры — агонистика ( «борьба» — стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)
Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное — превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (ок. 624—546 гг. до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585— 525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611—546 до н. э.) — апейрон (беспредельное), т. е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплым и холодным. Исследованием первопричины мира занимались и другие философы архаической эпохи.
Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
Считая разум, а не ощущения источником
|
познания, множественность вещей, их движение
он объяснял обманом органов чувств.
Литературное творчество издавна существовало в
Греции в устной форме: эпос, трудовые песни,
басни и прочее, что подготовило появление
гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» — первых
греческих литературных произведении, причем
настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы
являются величайшими достижениями мировой
литературы, хотя созданы они были в VIII в.
до н. э.
К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов)
и « Труды и дни», впервые отразившую личность самого автора, его жизнь. В литературе эпохи архаики ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо} (ок. 610 — ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII—VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э.), Анакреонта (2-я пол. VI в. до н. э.). Сочинения лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире.
В центре лирики Сафо — темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа, названная по имени поэтессы «сапфической»:
Тот, кто прекрасен, — добр.
А тот, кто добр, — скоро станет прекрасным.
К VI в. до н. э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (понятие «эзопов язык» вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание). Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.
Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи, в частности, в Новое время в переложениях Ж. де Лафонтена (1621—1695), И.А. Крылова (1769—1844) и др. Один из известнейших афоризмов Эзопа:
Не поймав, цыплят не сосчитаешь.
П.2. Становление античного театра.
В VIII—VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица — актера.
В Греции существовало два культа богов: Деметры (плодородия) и Диониса (Вакха, виноделия). Праздник этого цикла сочетали в себе две стороны:
1) страстную историю (рождение, страдания, смерти);
2) карнавальную сторону этого культа (это праздник).
Древний миф повествует о том, как однажды Диониса, оставленного Зевсом на Олимпе, растерзали титаны, которые хотели свергнуть и самого Зевса. Несмотря на то что Афина возродила Диониса, налёт этого предания сохранился: полагали, что подражая Дионису, можно добиться очищения и возрождения, испытав то же страдание, которое пережил бог. Отсюда берёт свои корни то, что в современном смысле слова и именуется трагедией, - драматическое повествование о страдании кого-либо.
В Дионисийских торжествах особое место занимал дифирамб – восторженная, экстатическая песня. Чтобы ощущать себя «ещё ближе» к Дионису, а следовательно, походить на его спутников – сатиров, полулюдей – полукозлов, участники натягивали на голову козлиные маски.
Трагедии возникли из хоровой песни, в которой ведущая партия принадлежала одному человеку – хорегу. В 534 году до н.э. приглашённый Соломоном на афинские Большие Дионисии поэт Феспид продемонстрировал интересное нововведение: хорег, получив костюм одного из персонажей, исполнял партию от лица этого героя. Хор выражал своё отношение к его песне – согласие, несогласие, сочувствие.
Ветви, по которым стало развиваться античное театральное искусство:
1. Культовая драма (культ Деметры) связана с элевсимскими мистериями. Они были религиозны и разделялись на малые циклы, которые проходили ежегодно весной, и великие, осенью, в дни равноденствия, 1 раз в пять лет.
Эта культовая драма имела поверхностный слой: обряд, культ;
И философский: душа, воскрешение. Это были элементы театра, а не сам театр.
2. Возникновение театра приписывают культу Диониса, когда появляется маска, ряженые и в нём присутствует карнавальная сторона.
Возникает три вида:
1) трагедия (отражает страстную сторону);
2) комедия (карнавальная сторона культа);
3) сатировская драма (заключение представления трагедии и переход к комедии).
В нём присутствуют песни и танцы и возникает между ними диалог–это первый элемент, из которого возникает действие, следовательно, театр.
Сначала это импровизация, затем фиксированный (т.е. литературный),. В танцах возникает культура жеста и движения.
Это было массовое зрелище, следовательно, возникает место, постройка, т.е. театр.
Греческие театральные маски – довольно сложные приспособления. Помимо красочности им надлежало усиливать голос актёра. Поэтому в деревянный или глиняный корпус вставлялся специальный резонатор, который, сочетаясь с прекрасной акустикой большинства греческих театров, доводил до зрителей последних рядов речь персонажа. Маски изображали различные чувства и состояния героя. Для каждого персонажа существовало несколько видов масок.
|
|
|
Статуэтки актёров с гротескными масками.
IV в. до н.э. В афинских комедиях
излюбленные персонажи - рабы и слуги.
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнажженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.
Статуя куроса. VI в. до н. э.
Национальный музей, Афины.
Статуя коры.VI в. до н. э.
Музей афинского Акрополя.
Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
К VI в. оформляется архитектурный ордер
в его дорическом и ионическом вариантах.
Суровому, несколько тяжеловесном
дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны.
В ионическом, более пышном, стиле колонна
наряду с чисто функциональной несет и
декоративную нагрузку, для нее характерны
капитель с завитками-волютами, более
сложный цоколь, сама она гораздо изящнее
дорической колонны. В период архаики
утверждается синтез архитектуры и скульптуры
— храмы снаружи украшаются рельефами,
внутри ставятся статуи богов, которым
посвящены храмы.
|
Греческа керамика эпохи архаики
поражает богатством и разнообразием
форм, красотой живописного
оформления. Около 700 г. до н. э.
гончары из Коринфа придумали
чернофигурную технику росписи сосудов,
в которой неглазурованная красная глина
раскрашивалась в черный цвет и
расписывалась мифологическими или
батальными сценами.
Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлении красно \n\nThis file was not retrieved by Teleport VLX, because it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=1&id=109659'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.
