Культура Древней Греции

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

 

1.«Яхмос рассказывал о своем пребывании в страшных подземельях, где мучительная смерть подстерегала смельчака на каждом шагу благодаря ухищрениям строителей. В самых древних гробницах, скрытых глубоко под огромными пирамидами, сокровища и саркофаги защищались толстыми плитами, запиравшими узкие наклонные ходы. Позже применялись лабиринты фальшивых ходов, прерывавшиеся глубокими колодцами с гладкими стенами. Тяжкие глыбы падали сверху при попытке грабителей отодвинуть загораживавшие ход камни, груды песка из сооруженных наверху колодцев засыпали входы погребальных камер. Если дерзкие гости продолжали попытки проникнуть дальше, массы земли обрушивались из колодцев и запирали нарушителей покоя усопших царей в узком пространстве между кучами песка и вновь насыпавшейся землей. В менее древних гробницах в темноте низких галерей смыкались каменные челюсти, решетки с копьями падали с колонн, едва нога пришедшего ступала на роковую плиту пола…. Много ужасов тысячелетиями скрывалось в молчании и тьме, поджидая жертву. Опыт приобретался ценой гибели многих товарищей по ремеслу. Не раз натыкался египтянин на истлевшие останки неведомых людей, погибших в западне в незапамятные времена…. Страшное ремесло, достойное народа, заботившегося более о смерти, чем о жизни, старавшегося сохранить в вечности не живые дела, а славу мертвых!…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М. : Молодая гвардия, 1975. – С. 189-190].

Что здесь – правда, а что – плод авторской фантазии писателя?

 

2. «Большой и серый квадрат земли, примерно по две стадии с каждой стороны, был заключен в высокие, неприступные стены, охранявшиеся ходившей поверху стражей. Всю правую половину огороженной площади занимали крошечные глинобитные клетушки, сомкнутые друг с другом боковыми стенами и разделенные узкими продольными проходами. Такие же низенькие домики находились в левом углу. Передний угол огораживался низкой стеной, откуда шел острый аммиачный запах. Близ двери стояли сосуды с водой. Здесь же длинный участок почвы был намазан глиной и чисто выметен. Это было место для еды…. Вся свободная часть квадрата была выглажена и вытоптана – ни одной травинки не зеленело на ее серой поверхности. В воздухе царила духота – жаркий день, казалось, осаждал весь свой зной в квадратное углубление, замкнутое высокими стенами и открытое сверху. Таков оказался шене – рабочий дом, один из многих сотен ему подобных, разбросанных по стране Та-Кем. Здесь томились разноплеменные рабы – рабочая сила, основа богатства и красоты Айгюптоса…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М. : Молодая гвардия, 1975. – С. 160].

Можете ли Вы вспомнить примеры таких поселений в градостроительстве Древнего Египта?

3. Слева изображена реконструкция одного из самых знаменитых египетских храмов. Справа – его заказчик и посмертный хозяин, захороненный под пирамидой. Что это за здание и кто этот человек?

4. Приведем фрагмент нашей статьи:

 

«Вторая градация сторон света использовалась в погребальных обрядах со времен Раннего и Древнего царств. Тогда во время мумификации из тела умершего извлекались все внутренние органы и раскладывались в четыре сосуда-канопа. Сосуды выполнялись в виде человеческих фигурок – «Сыновей Гора»: «Дети твоих детей все вместе подняли тебя вверх [а именно] Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф, [кому] ты дал эти имена…» («Тексты пирамид», 1983-4).

Один из канопов имел голову человека, второй – шакала, третий – сокола, четвертый – павиана. Сосуды устанавливались около стен гробницы. Каждый из четырех Сыновей Гора считался «опорой Вселенной» и покровителем той стороны света, куда было обращено его лицо (рис. 3.14).

В вопросе о том, каким образом расставлялись сосуды внутри гробницы (точнее, каким сторонам света соответствовало то или иное божество), в различных первоисточниках встречаются разногласия.:

«Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуаметеф – с желудком, Кебексенуф – с кишками и Хапи – с легкими…» [468, с. 170].

«Закончив обряд, жрецы отнесут гроб в усыпальницу и установят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной – Хапи, у восточной – Дуамутефа, у западной – Кебехсенуфа…» [389, с. 172]. Аналогичная раскладка – и в «Мифах народов мира», Т. 1 (Р.И. Рубинштейн … с. 315).

В то же время в статье «Животные» тех же «Мифов народов мира» (автор В.Н. Топоров) сокол («ястреб») был назван покровителем севера, шакал – запада, павиан («обезьяна») – юга, а человек – востока [297, таблица на с. 441].

Получается, что раскладка персонажей в мире живых явно не совпадает с аналогичной раскладкой тех же персонажей в мире мертвых. Однако известно, что Небо, Земля и Подземный мир, в полном соответствии с древневосточной традицией, являются зеркальным отражением друг друга. Поэтому приведем иные соображения.

 

 

Собакоголовый павиан (Papio cynocephalus) почитался в Древнем Египте в качестве «солнечного» и «лунного» животного. Поэтому его изображения традиционно помещались либо у западного, либо у восточного входа в храм. Отсюда следует ожидать, что такого же канона придерживались и в расстановке погребальных сосудов.

Черный шакал считался в Египте «хранителем горизонта». В Древнем Египте хоронили покойников на западном берегу Нила, где за плодородной полосой земли простирается пустыня – «край смерти». Здесь же, в пустыне, жили шакалы – «владетели» и «хранители» этого края. Поэтому тут особых противоречий нет – бог-шакал Дуамутеф повернут лицом к западу, в сторону своего «домена». По свидетельству путешественников, посещавших Египет в конце XVIII – XIX вв., огромные стаи этих «священных» животных жили на территории древних некрополей и наводили страх на окрестное население. Виноваты в этом были сами египтяне с их довольно противоречивыми способами погребения. Оберегая мумии бедняков от разложения, они зарывали их в сухой и горячий песок на небольшую глубину. Поэтому большинство этих захоронений стало законной добычей «слуг Анубиса».

Сокол (Гор) изначально был тотемом первых египетских фараонов – выходцев из VIII Тинисского нома, расположенного на юге, на территории Верхнего Египта.

Относительно человека мы ничего определенного сказать не можем. Возможно, такая иконография объясняется тем, что человеческое обличье имел Птах – бог-покровитель «северного» Мемфиса.

По этой причине мы полагаем, что статуэтки бога-сокола и бога-павиана должны быть переставлены местами. Сокол – к северной стене, а павиан – к западной. Бог-шакал и Бог-человек остаются на своих местах….».

 

Со всем ли приведенным здесь материалом Вы согласны? Приведите свои контраргументы.

5. На фотографии изображен момент захода Солнца на западном берегу Нила (Хапи). Древние египтяне верили, что «умирающее» дневное светило (Атум) опускается в горную расщелину вблизи города Абидоса.

 

Этот вход упоминается в «Книге мертвых», в «Текстах пирамид» и в иных религиозных текстах. Как он выглядел? Каким архитектурным термином обозначается такая конструкция?

6. На иллюстрации изображен фрагмент жилого дома из ремесленного поселка Дейр-эль-Медина (современное название).

 

Как Вы думаете, что это за сооружение? Нет ли ему аналога на рис. 3.15 ?

 

7. В эпоху Среднего царства египтяне стали перевозить своих покойников на западный берег Нила, в страну Дуат (Ростау).

Эта страна включала двенадцать провинций, разделенных железными вратами (ночными часами). Однако мы располагаем достоверной информацией лишь о некоторых из них.

Свой путь Ра начинает с восхождения на Западную гору, где он получает царский венец. Первые врата («Вход в тайный зал») охраняет Страж Пустыни. Он отворяет их после заклинания: «Отверзни свое загробное царство для Ра, открой свое царство обитающему на горизонте!…».

Вторые врата именуются «Навстречу тому, кто живет после смерти». Здесь навстречу солнечной ладье выходит бог урожая Непри и его жена Непит, перевитые пшеничными колосьями.

Третьи врата – «Вход с животворящим светом». Здесь обитают мумии. Ра посылает им свой животворящий свет. Мертвые выходят из гробниц, приветствуя Солнце и наслаждаясь его сиянием: «Ваши души не будут погублены, ваши подношения не будут уничтожены!». Солнце иногда называют «Ладьей миллионов лет». Крылатые души, оправданные на суде Осириса, стремились забраться на неё. В случае удачи их ожидало «вечное счастье»: «Они жили пищей, которая давала жизнь богам, и этой пищей был свет. Они были облечены в свет и пребывали в объятиях света…» [Wallis-Budge, E.A. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, Vol. 2. – Dover Publications Inc., New York, 1978 ed. - P. 333-334].

О четвертых вратах «Навстречу рождению рас» известно лишь то, что здесь Ра дает имена четырем человеческим расам, устанавливает их иерархию на земле: «Из слов, родившихся в его сердце, он дает (на четвертом участке пути) имена … «люди» (египтяне), «техенну» (ливийцы), «аму» (азиаты) и «нехсу» (негры, нубийцы). В соответствии с цветом кожи этих народов появился первый в истории вариант мандалы: центр – красный, восток – желтый, юг – черный, север и запад – белые (рис. 3.16).

 

Близ пятых врат («Владыка времени») расположен Тайный Зал (Великий Чертог Двух Истин) Осириса. Эти врата охраняет страж «Правдивый сердцем» и два урея, именуемые «Те, кто светит для Ра». Здесь вершится суд над душами в присутствии 42 богов-судей (рис. 3.18-а). Это число, кстати, равно числу древнеегипетских номов (областей), что вряд ли было случайным совпадением. Здесь происходила еженощная битва солнечного бога со змеем Апопом, которая обычно завершалась полной победой Ра. Впрочем, их дуэль вершилась не только под землей, но и в небесах: «…В такие дни небо заволакивалось тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею все же удается поглотить Ладью, наступает солнечное затмение. Но даже и тогда Ра в конце концов одерживает победу над Апопом и плывет дальше по небесной реке…» [23, С. 51].

За шестыми вратами стоит саркофаг бога-скарабея Хепри, который при появлении Ра оживает и садится в солнечную ладью. По выходе на земную поверхность скарабей помогает толкать ладью Ра наверх, к небесному зениту. Назначение остальных шести ворот, а также имена их стражей нам не известны. Первоисточники свидетельствуют, что в конце пути, в 12-й провинции, ладья Месктет проплывала сквозь утробу гигантского змея длиной в 1300 локтей и выходила к подножию восточных гор. Распахиваются «Двери горизонта», Ра умывается в Озере Лилий и пересаживается в «дневную» ладью Манджет. Таков в общих чертах путь солнечного бога в Стране Дуат.

Согласны ли Вы с подобным сценарием ночного путешествия солнечного бога Ра по Подземному Нилу?

8. Прочтите краткую информацию об одной из священных птиц Древнего Египта, внимательно рассмотрите иллюстрации.

 

«Ибис священный (Threskiornis aethiopicus) по общему складу напоминает каравайку, но крупнее ее. Преобладающая окраска оперения взрослой птицы белая, только концы маховых перьев черные. Третьестепенные маховые длинные и слегка рассученные, пепельно-серого цвета, к концу постепенно темнеют, становясь почти черными с фиолетово-пурпурным отливом. Концы этих перьев свешиваются, прикрывая хвост птицы. Голова и шея священных ибисов голые, черного цвета. У молодых птиц голова и шея покрыты беловатыми перышками. Клюв и ноги черные. Клюв, как у всех ибисов, длинный, изогнутый книзу. Длина крыла 33-39 см. Священный ибис распространен в Африке, южнее Сахары, и на Мадагаскаре, изредка встречается также в долине Нила, в ОАЭ. Кроме того, он населяет юго-запад Аравии. Священный ибис – оседлая птица, гнезда строит на деревьях или на земле. Кормится лягушками и разными водными животными. В Южной Африке он получил своеобразное название – трубочист (Chimney sweep), там он ест падаль и, в частности, очищает местность, поедая отбросы, например внутренности птиц…» (рис. 3.17).

 

 

а б

 

в г

 

Рис. 3.17. а, б – священный ибис (Threskiornis aethiopicus); в – храм Ибиса в оазисе Харга западнее Фив; г – скульптурная группа (священный ибис, перед ним – статуэтка Маат, богини истины)

 

Эта птица символизировала Тота – бога Луны и письменности, покровителя всех наук и искусств. В Древнем Египте эта птица считалась ипостасью зодчего Имхотепа (создателя пирамиды Джосера в Саккара, III тыс. до н. э.). Священный ибис в Египте появляется во время разлива Нила, а улетает, когда вода спадает. Река оставляет на берегах плодородный ил, и люди связали появление ибисов с благотворным влиянием наводнений: считалось, что именно ибис заставляет Нил выходить из берегов.

В честь ибиса египтяне возводили храмы, а после смерти его труп мумифицировали.

За какие достоинства почитался этот «трубочист»? Приведите примеры его изображений в монументально-декоративном искусстве Египта.

9. На рис. 3.18 показаны фрески из погребальной камеры Нефертари – любимой жены фараона Рамзеса II (XIX династия).

 

Рис. 3.18. Фрески из погребальной камеры Нефертари в Абу-Симбеле

 

Что здесь изображено? Кто держит за руку Нефертари? Найдите Исиду и Нефтиду. Что символизирует баранья голова на плечах у покойной?

 

 

10. В конце XVIII в. до н.э. Египет был захвачен азиатскими кочевниками – гиксосами. Это стало возможным благодаря технической новинке, которая до их появления была не известна египтянам. После изгнания гиксосов эта новинка была взята египтянами на вооружение и во многом способствовала их победам на полях сражений.

О какой новинке здесь идет речь? Для правильного ответа на вопрос внимательно изучите иллюстрации, приведенные ниже (рис. 3.19).

 

а б

 

в

 

Рис. 3.19. Изображение Тутанхамона на крышке ларца (а); кочевники-гиксосы (б); египетские пехотинцы из армии Тутмоса III (в)

 

11.Эту симпатичнуюбогиню с коровьими ушами можно увидеть в одном из святилищ заупокойного храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри).

 

Она пользовалась огромной популярностью у египетских земледельцев и виноделов, имела персональные храмы и статуи. Ее именем названа одна из древнеегипетских капителей. Кто это?

 

12. Этот бог играл очень важную роль в погребальных обрядах древних египтян. Ему посвящали храмы, картины и статуи.

 

Его святилища включались в состав многих заупокойных храмов. Как звали этого бога? Какое животное его олицетворяло?

 

План

 

§ 1.Доклассический период.

п.1. Минойская культура.

п.2.Микенская культура.

п.3.Культура гомеровского периода.

 

§ 2. Культура архаического периода.

п.1. Религия. Философия. Литература.

п.2. Становление античного театра.

п.3. Архитектура. Скульптура.

 

§ 3. Классический период.

п.1. Философия. Литература. Театр.

п.2. Скульптура. Вазопись. Архитектура.

 

§ 4. Эпоха кризиса полиса.

п.1. Философия. Образование. Литература.

п.2. Архитектура.

п.3. Скульптура. Живопись.

 

§ 5. Культура эпохи эллинизма.

п.1. Наука. Литература. Философия.

п.2. Архитектура. Изобразительное искусство. Скульптура.

 

Вывод.

Задания.

 

 

Страны Античного мира

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название — античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гу­манисты ввели термин «античный» (от лат. — древний) для определе­ния греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповтори­мая античная культура стала основой европейской культуры.

 

§ 1.Доклассический период.

В развитие культуры Греции III—1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III – II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.).

К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.