Культ бога Осириса. Скальные гробницы
К началу Среднего царства в религиозной ориентации Египта произошли существенные изменения. На смену солнечным культам, олицетворявшим власть фараона, пришел более демократичный культ бога Осириса.
Осирис – изначально бог-покровитель IX нижнеегипетского нома, который в эпоху Среднего царства превратился с общегосударственное божество. Он олицетворял плодородие земли, владыку подземных вод и Царства мертвых. Именно такой бог мог всех египтян без исключения – от фараона до последнего земледельца. Культ Осириса был связан с празднованиями календарных разливов Нила и с древнейшими заупокойными культами.
Согласно легенде, Осирис был убит своим братом – богом пустыни Сетом. Тело Осириса было рассечено на четырнадцать частей и погребено в различных городах, которые превратились в центры почитания этого бога. К их числу относятся Нехен, Бусирис, Абидос и другие города. Здесь хранились в зеленом воске останки бога, завернутые в золотистую ткань. Нередко изображение божества делалось из нильского гефа (черного плодородного ила, перемешанного с землей). В землю засевали зерна злаков. Их произрастание в виде рассады открывало очередной сельскохозяйственный сезон. По этому случаю в месяце мешир (конец ноября) праздновались мистерии Осириса. На этих праздниках ставились сцены «умирания» и «воскресения» бога плодородия. «Смерть» бога отмечали в конце апреля, с наступлением 50-дневного периода песчаных бурь («пятидесяти слуг бога Сета»).
В соответствии с изменившейся религиозной политикой, входы в гробницы и храмы стали теперь ориентировать не по сторонам света, а на культовые центры Осириса. Установлено, например, что продольная ось Большого храма в Карнаке, заложенного при Аменемхете I, была ориентирована на Абидос. Позднейшие перестройки храма во времена Нового царства лишь подчеркнули канонизированное направление. Так вот, поставить свою гробницу или кенотаф с Абидосе стало высшей целью жизни любого состоятельного египтянина. Постепенно на западном берегу Нила сформировались огромные некрополи (греч. «города мертвых»). Наиболее знаменитые из них – Долина Царей, Долина Цариц и др. (рис. 3.6).
Изменилась также типология погребальных построек – на смену монументальным пирамидам пришли скальные гробницы.
Среди архитектурных памятников Среднего царства важное место занимают скальные гробницы египетской знати около современного селения Бени-Хасан. В числе архитектурных мотивов, примененных в этих гробницах, следует отметить обработку потолка высеченных в скале погребальных камер в форме сводчатого перекрытия. В интерьере гробницы художественно использовано подражание формам цилиндрического свода, опирающегося на архитрав, поддерживаемый столбами.
Скальная гробница традиционно служила моделью Полей Иару. Более крупные из них имели длинные коридоры, на стенах которых изображался сценарий путешествия души покойного на суд Осириса и к Бобовым Полям (Пустыня – Страна ужасов – озеро Ха – суд Осириса). Все эти росписи украшали участки подземных коридоров и залы, где останавливалась погребальная процессия и совершала ритуальные песнопения. По мнению Огюста Монтэ, эти росписи могли также изображать сценарий ночного путешествия бога Солнца по Подземному Нилу (рис. 3.7, рис. 3.8).
Вход в гробницу во времена XII династии выполнялся в виде портика, украшенного колоннами протодорического ордера. Колонна Бени-Хасана представляет собой многогранную призму, слегка суживающуюся кверху. Ее цилиндрический ствол в некоторых случаях был украшен продольными желобками – каннелюрами (гробница Аменемхета I в Бени-Хасане, II тыс. до н. э.) (рис. 3.9). Основанием колонны служил широкий лепешкообразный плинт, завершением – квадратный абак. От греческого дорического ордера эти колонны отличаются отсутствием эхина и наличием базы. Активная деятельность грабителей заставила фараонов маскировать свои усыпальницы – ко времени правления XVIII династии колонные портики исчезли.
Подземные галереи строились в несколько этапов – вход, зал поминовения, коридор, усыпальница с саркофагом. Погребальных камер и коридоров могло быть несколько, в зависимости от размеров гробницы. Длина подземных галерей доходила до 150-200 метров. Слишком рыхлые участки горной породы или чужие усыпальницы, встретившиеся на пути, строители обходили стороной, Поэтому планы гробниц были довольно извилисты (рис. 3.10).
Сама природа помогала египтянам в защите их гробниц. Они были убеждены, что души умерших поселяются в скалах рядом с гробницами и по ночам можно слышать их стоны. По мнению А. Гумбольдта, «стонут» сами скалы. Они изрезаны глубокими трещинами, покрытыми изнутри тонкими ленточками слюды. За день воздух в трещинах нагревается. Ночью температура наружного воздуха понижается и горячий воздух из трещин устремляется наружу, приводя в движения слюду. В результате ленточки испускают инфразвуки большой мощности. Они напоминают лай собак, колокольный звон и даже гул реактивных моторов. Звуки эти назвали «пением слуг Сета» и старались держаться от скал подальше. Впрочем, подобные звуки издает также движущийся песок.
Продуманы были и реальные меры против грабителей. В самых древних гробницах, скрытых глубоко под землей, усыпальницы защищались толстыми плитами, запиравшими узкие наклонные ходы. Позже стали применять целые системы запутанных коридоров, которые оканчивались глубокими колодцами с гладкими стенами. На дне колодца нередко устанавливался заостренный кол. Тяжелые глыбы падали на грабителей сверху при попытке отодвинуть загораживающие вход камни. Груды песка из сооруженных наверху колодцев засыпали входы и выходы погребальных камер.
В менее древних гробницах в темноте низких галерей бесшумно смыкались каменные «челюсти». С колонн на головы грабителей падали решетки с копьями, едва нога пришедшего неосторожно наступала на потайную плиту пола. Широко применялись капканы, зыбучий песок, ядовитые животные. Однако все эти меры оказывались тщетными, так как первыми грабителями нередко были сами строители гробниц, участники погребальных церемоний и жрецы. Поэтому подавляющее большинство египетских гробниц было разграблено еще в эпоху Среднего царства.