Заупокойный ансамбль фараона Джосера в Саккара (ок. 3000 г. до н. э.).

 

Погребальный комплекс фараона Джосера стоит на прямоугольной площадке разме­ром 545×278 метров (около 15 га). Участокимеет ярко выраженную меридиональную ори­ентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разру­шена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки для заупокой­ного культа, своеобразные гробницы, галереи, дворы и т. д. (рис. 2.6).

 

 

Рис. 2.6. Пирамида Джосера в Саккаре (общий вид, реконструкция по Перрингу)

 

Главный строи­тель комплекса – придворный зодчий Имхотеп, с именем которого свя­зывался один из упомянутых выше архитек­турных трактатов. Имя его ознаает «Тот, кто пребывает в покое» (рис. 2.7). Он носил почетный титул «Брат фараона», был верховным жрецом города Гелиополя, «Начальником всех работ фараона». После смерти он был обожествлен, имел свой заупокойный храм, в который приносили в качестве жертвы мумии ибисов – священных птиц бога Тота. Гениальный зодчий, сумевший облегчить вес пирамиды с помощью системы пустот, заполненных песком, он был также выдающимся врачом (греки прозвали его Асклепием, римляне – Эскулапом), геологом, создателем египетской письменности, астрономом и т. д. Впервые применил элементы архитектурного ордера (полуколонны в виде стеблей лотоса и папируса). Ему же приписывается создание канонической системы древнеегипетского храма.

 

В книге К. Целлар «Архитектура стран фарао­нов» (М.,1990) высказано предположение, что комплекс Джосера в Саккара явля­ется имитацией первой египетской столицы: «Стена комплекса симво­лизирует белую крепостную стену Мемфиса; ступенчатая пирамида возвышается на месте храма бога Пта. Заупокойный храм символизирует царский дворец. Административные здания символизируют Южный и Северный дома. Номы Верхнего, Египта представлены молельными с западной стороны двора для юбилейных праздников, номы нижнего Египта – молельными с восточной стороны.

 

 

Рис. 2.7. Статуэтка зодчего Имхотепа. Его творение – пирамида Джосера в Саккаре.

 

 

Рис. 2.8. Пирамида, портрет фараона Джосера Великолепного, III династия.

 

Таким образом, местом оби­тания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства...» (80, С. 65). С нашей точки зрения, космические границы комплекса Джосера значительно шире.

Известно, что древние египтяне в течение многих веков предс­тавляли себе Землю в виде совершенно плоского, вытянутого к югу прямоугольника, вдоль длинных сторон которого высятся горы, дер­жащие на себе железный небесный свод. Со всех сторон земля омыва-ется круговым морем Шенур, от которого отходят четыре другихморя – Средиземное («Великая Зелень»), Краснее («Лазурные Воды»), Индийский и Атлантический океаны.

Согласно замыслу Имхотепа, душа Джосера «Великолепного», мудрого и справедливого правителя (рис. 2.8), должна была гарантировать государству политическую стабильность и дальнейшее процвета­ние «на миллионы лет». Этого можно было достичь, возведя погре­бальный комплекс из самого прочного по тем временам строительного материала – камня. Проанализируем его планировочную структуру (рис. 2.9).

 

 

 

Рис. 2.9. Общий вид и план комплекса Джосера в Саккара (ок. 3000 г. до н. э.):

 

Длинная крытая галерея вдоль северной стены, скорее всего, символизировала южную оконечность Европы, которая казалась егип­тянам хаотичным скоплением мелких островов. По этой причине ин­терьер галереи был расчленен многочисленными выступами и нишами. Обширная прямоугольная площадь перед заупокойным храмом могла имитировать Средиземное море. Расположенная южнее шестиступенчатая пирамида уподоблялась многоярусному небесному своду (египтя­нам были известны пять планет, видимых невооруженным глазом, не менее восьми «навигационных»звезд и созвездий). Размеры пирамиды в различных источниках варьируются. Её высота – 60 метров. Размеры плана – 121×109 м (по другим данным – 125×115 м). Пирамида и заупокойныйхрам высятся как бы на границеОбеих Земель. Эта граница в композиции комплекса подчеркнута в широтной направ­лении вытянувшимся к востоку «Двором сердаба», а в меридиональном – Северным и Южным домами, украшенными лотосо- и папирусообразными полуколоннами.

 

 

 

Рис. 2.10. Саккара. Генеральный план комплекса пирамиды:

а – входной двор, пропилеи; б – большой двор; в – ступенчатая пирамида Джосера; г – двор хеб-сед; д – двор, Южный дворец; е – двор, Северный дворец; ж – заупокойный храм; з – двор сердаба; и – Южная гробница

a б

 

Рис. 2.11. Южная гробница комплекса Джосера: a – фриз с кобрами, украшающий юго-западную угловую часть стены; б – сохранившаяся юго-западная часть стены двора в погребальном комплексе Джосера в Саккара

 

Лотос – священное растение южныхномов, па­пирус – северных. Восточнее пирамиды тянется вдоль стены кюгу длинный двор, предназначенный для проведения «хеб-седа» – праздника о6новления жизненной силы фараона (рис. 2.10). По обе стороны этого двора стоят друг против друга небольшие сокровищницы-молельни, которые олицетворяли многочис­ленные номы (провинции) Верхнего Египта. С нашей точки зрения, длинный двор являл собой русло Великого Хапи (Нила), по обоим бе­регам которого располагались земли провинций (молельни) (рис. 2.10, г). Во время праздников «хеб-седа» по этому двору двигалась с юга на север праздничная колонна жрецов, одетых в белые и голубые одежды. Людской поток, направлявшийся к заупокойному храпу, олицетворял благодатные воды Нила. Для большего сходства во главе процессии медленно «плыла» позолоченная ритуальная ладья.

В композиции храмового комплекса можно найти и нильский «исток». Согласно представлениям египтян, Хапи берет свое начало где-то за ВратамиЮгав пещере, охраняемойогнедышащими змеями. Эту функцию вполне могла выполнять Южная гробница, фриз ко­торой украшали изображениякаменных уреев (египетских кобр) (рис. 2.11).Далее рукотворная«река» течет на восток через многочис­ленные пороги (юго-восточныйвестибюль, украшенный папирусообразнымитрехчетвертными колоннами), а затем поворачи­вает на север кмолельням, к Южномуи Северному домам, заупокойному храму.

Таким образом, фараон Джосер был похоронен в громадной каменной модели Обеих Земель, которые он смог объединить под двойным венцом.

 

Восточная («солнечная») ориентация погребальных сооружений оставалась неизменной достаточно долго, так как она отобразила один из наиболее фундаментальных космических законов. Дело в том, что на рубеже III тысячелетия до нашей эры древнеегипетские жрецы знали всё о весеннем и осеннем равноденствиях. Как известно, в эти дни Солнце стоит точно над экватором, периоды дня и ночи равны. Именно в этот отрезок времени фасады построек с широтной ориентацией оказывались обращенными на точки восхода и захода солнца. Циклическое равновесие Времени, подчеркнутое абсолютной симметрией архитектурных масс, – священная мистерия, которая должна была, по замыслу зодчих-жрецов, внести умиротворение в души рядовых египтян. Вероятно, именно по этой причине грани многоступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были ориентированы строго по сторонам света. Вход в заупокойный храм был обращен на восток, в сторону восходящего Солнца. Это уже традиция: почивший владыка смотрит на своего божественного отца (рис. 2.12).

return false">ссылка скрыта

По всей видимости, именно об этом храме говорится в следующей цитате: «В одной из египетских пирамид сделан глубокий и узкий туннель-коридор. Его отверстие направлено строго на восток, так что в дни равноденствий лучи восходящего Солнца проникали в глубь коридора пирамиды с помощью зеркал и освещали статую в конце коридора. Но во все остальные дни лучи солнца освещали лишь стены коридоры. Жрецы ожидали день, когда Солнце озарит статую, – тогда наступало равноденствие…» [12, С. 31]. В то же время заупокойный храм Джосера примыкал не к восточному, а к северному (!) фасаду шестиступенчатой пирамиды. Какими соображениями мог руководствовался Имхотеп при создании этого градостроительного феномена? Причиной тому могло послужить развитие научных знаний о солнечной эклиптике. Путем длительных наблюдений было установлено, что Солнце ежедневно меняет точку своего восхода на горизонте, совершая ежегодный «двойной марафон» между тропиками Рака и Козерога. Разве мог столь непостоянный бог гарантировать политическую стабильность Обеим Землям? Поэтому взоры астрономов в начале III тысячелетия до н.э. обратились на север. Было замечено, что в течение ночи все звезды совершают полный оборот вокруг звезды Тубан – α Дракона. Она одна из всех звезд сохраняет относительную неподвижность. Едва ли египетские астрономы были знакомы с космическими прецессиями, зато они были твердо уверены, что именно к этой звезде сходятся оси «земного» Нила и его небесного эквивалента – Млечного Пути. Ведь, как и все прочие народы, египтяне считали небо зеркальным отражением своего государства.

По всей видимости, имее Усеркафа) храмы снова строились у восточной стороны, однако входы во всех пирамидах был уже с севера. Возможно, что произошло слияние двух религиозных учений, по одному из которых, связанному с солярным культом, заупокойные службы должны были совершаться на востоке от гробницы, согласно же другому учению, дух фараона возносился на Полярную звезду…» [14, С. 58].