Архитектура жилых зданий
Пирамида Хафра (Хефрена), Большой Сфинкс. Пирамида Микерина.
Архитектура Древнего Египта. Древнее царство
План лекции:
1. Архитектура жилых зданий.
2. Становление культовой архитектуры (древнейшие погребения, мастабы, ступенчатые пирамиды и их символика).
3. Заупокойный ансамбль фараона Джосера (ок. 3000 г. до н. э.).
4. Пирамиды фараона Снофру (XXVI в. до н. э.).
5. Комплекс пирамид в Гизе (XXVI-XXV вв. до н. э.). Пирамида Хуфу (Хеопса) – первое «чудо света».
7. Обелиски, солнечные храмы.
Литература.
Контрольные вопросы и задания
Географически Древний Египет (Та-Кемет – «Черная Земля», Та-Мери – «Возлюбленная Земля») представлял узкую ленту плодородной земли, вытянутую вдоль берегов судоходного Нила (Хапи). Почти нигде, за исключением Дельты и Фаюмского оазиса, его территория не превышала 15-20 км в ширину. Первые люди (племена протоберберов и протокушитов) обосновались здесь приблизительно десять тысяч лет назад. Их привлекло сюда очень многое:
- мягкий климат, очень плодородная почва, приносимая разливами Нила, которая позволяла собирать по три-четыре урожая в год;
- богатейшие запасы строительных материалов: папирус, высококачественная глина, вулканические и осадочные горные породы (известняк, песчаник, гранит, базальт и пр.), строительный лес (пальма дум, акация, тамариск, смоковница);
- огромные запасы меди, «солнечного металла» (золота), драгоценных камней (лазурит, сердолик, оникс и др.);
- разнообразная флора и фауна; многие животные и растения стали тотемами племен, городов, областей-номов (например, города Оксиринх и Ликополь, Заячий и Антилопий номы).
Все эти факторы способствовали тому, что в IV тысячелетии до н. э. в долине Нила возникло одна из первых цивилизаций на нашей планете. Для появления рабовладельческого государства созрели все необходимые условия. И, в первую очередь, крупномасштабное строительство ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов), которые помогали удерживать на полях воду разливающегося Нила. Для этого требовались совместные усилия огромного количества людей. Справиться с такими работами отдельные племена были не в силах. Поэтому при легендарном фараоне Менесе, основателе I династии, произошло историческое объединение Обеих Земель – Северного и Южного Египта.
Население Египта в тот период, по-видимому, не превышало 2-3 млн. человек. Среди массы свободного населения уже в ранний период выделилась привилегированная верхушка во главе с фараоном. Удобная связь всех областей по Hилу облегчала развитие внутренней и внешней торговли и помогала египетским властям поддерживать экономическое и политическое единство страны.
История хозяйственной, политической жизни и духовной культуры Древнего Египта развертывалась более четырех тысяч лет. Все это время Египет оставался рабовладельческим обществом. Его господствующая верхушка настойчиво придерживалась вековых традиций в самых различных областях жизни и культуры. Поэтому египетская архитектура, в особенности культовая, в ходе своего развития также обнаруживает большой консерватизм.
В процессе исторического развития социальная структура египетского общества значительно усложняется. Городское ремесло обособляется от земледелия, развивается частное землевладение (несмотря на то, что вся земля Египта считалась собственностью фараона); формируется мощный административно-чиновничий и военный аппарат. Особо влиятельной общественной группой становится жречество, в руках которого сосредоточились богатства порой огромных храмовых хозяйств.
Жаркий климат и минимальное количество атмосферных осадков наложили свою печать на архитектуру Древнего Египта.
Для нее характерны внутренние дворы, сады и открытые навесы-галереи, а также плоские крыши, используемые в качестве террас. Ввиду почти полного отсутствия во многих районах Египта строительного леса здесь широко применялись тростник, глина, кирпич и различный камень, которым богаты почти все районы страны: «Древние египтяне строили свои жилища из тростника. Следы этого, как говорят, сохранились еще у египетских пастухов, которые все по сей день не имеют никаких других жилищ, кроме тростниковых, и ими довольствуются…» [Диодор, I, 43, 4].
Египетский кирпич-сырец отличался большой прочностью, что объясняется свойствами нильского ила, из которого он изготавливался, и соответствующей примесью соломы и соломенной пыли, предохраняющими кирпич от влаги. Кирпич применялся в самых различных сооружениях, начиная от жилища и кончая крепостными стенами. Камень использовался главным образом в монументальных сооружениях: гробницах, храмах, дворцах и т. п.
Техника строительства из кирпича и камня достигла у египтян высокого уровня. Она позволила им возводить огромные по масштабу и рассчитанные на вечность архитектурные сооружения, как пирамиды. Подавляющее большинство египетских монументальных зданий имело горизонтальные перекрытия. Однако в ряде памятников встречаются и своды: ложные своды (напуском) различного типа и клинчатый свод из кирпичей. В позднюю эпоху встречаются и своды из клинообразных камней.
Уже в ранний период на берегах Нила возникла целая сеть крупных и мелких городов, от которых сохранилось множество памятников архитектуры.
Подавляющую массу дошедших до нас памятников архитектуры Древнего Египта составляют храмы, дворцы и гробницы фараонов и знати, строившиеся из наиболее прочных материалов. Возведение подобных сооружений было возможно лишь при наличии сильного государственного аппарата, способного организовать крупномасштабные работы по рытью каналов и регулированию всего водного хозяйства страны, связанного с разливами Нила. Эти разливы, ежегодно стиравшие границы между многими земельными участками, стимулировали развитие в древнем Египте землемерия – геометрии, которая в руках египетских зодчих превратилась в средство для создания таких, например, строго «геометрических» сооружений, как пирамиды. Богатый запас художественных форм и мотивов дала египетскому зодчеству местная природа: Солнце с его палящими лучами, пещеры в скалах, растительный мир (папирус, лотос, пальма и другие растения), животное царство (монументальные стилизованные изображения баранов, львов и т. д.).
В своих монументальных сооружениях египтяне широко применяли скульптуру, живопись и рельеф. Обилие всевозможных изображений, повторение одинаковых статуй фараонов, богов, сфинксов и т.п. было связано с верованиями египтян в магическую силу этих изо- бражений; повторяющиеся ряды одинаковых статуй и сфинксов служили важным дополнительным средством усиления внушительности архитектуры египетских храмов и гробниц фараонов. Изображенные в гробницах предметы и сцены должны были, по представлениям египтян, обеспечить покойному и за гробом соответствующие земные блага. Грандиозность размеров, обобщенность, монолитность и спокойствие позы египетских статуй подчеркивали незыблемость и вечность мемориальных и культовых построек.
Наряду с монументальным покоем в египетских рельефах на пилонах встречается и острая динамика – например, в фигурах фараонов, охотящихся на диких зверей или поражающих своих врагов. Все эти изображения наглядно раскрывали социальный смысл архитектуры, выразительно говоря вместе с нею о мощи и величии богов и фараонов, о власти жречества, о незыблемости египетского государства. В египетских рельефах и росписях важную декоративную функцию, помимо фигур и предметов, выполняют иероглифические письмена. Не меньшую роль, чем скульптура и рельеф во внешнем облике египетских монументальных зданий, играла также роспись интерьеров. В росписях преобладают яркие цвета, взятые иногда в резких сочетаниях. Широко применялись в египетских интерьерах и фаянсовые облицовки.
Профессия архитектора в Древнем Египте пользовалась огромным уважением. История сохранила целый ряд имен выдающихся египетских зодчих. Однако египетские архитектурные трактаты известны лишь по упоминаниям.
Основные этапы истории архитектуры древнего Египта приурочиваются к главным периодам его исторического существования: Древнему царству (III-VI династии, приблизительно 3000-2400 гг. до н. э.); Среднему царству (XI-XIII династии – приблизительно 2150-1700 гг. до н. э.); Новому царству (XVIII-XX династии –1584-1071 гг. до н. э.); позднему Египту (1071-332 гг. до н. э.) и эллинистическому Египту (332-30 гг. до н. э.). В период римского владычества (после 30 г. до н. э.) египетская архитектура переживает время своего угасания.
Как и повсюду, в долине Нила люди вначале жили в овальных землянках и пещерах. Они устраивали также навесы и шатры из натянутых на легкий деревянный каркас звериных шкур и тростниковых циновок. Им на смену пришли сводо- и куполообразные хижины, сплетенные из тростниковых стеблей и обмазанные сверху глиной. В них верхушки тростниковых стеблей связывались в пучок, образуя куполообразную кровлю. Хижины вождей отличались только размерами.
От жилой архитектуры Древнего Египта практически ничего не сохранилось. О жилище городской бедноты можно судить по руинам заброшенных городов и рабочих поселков: Кахуна, Дейр-эль-Медины, Ахетатона. Они дают также материал для восстановления схемы богатой городской усадьбы. Крупную сельскую усадьбу можно представить себе по изображениям в росписях гробниц.
Массовое жилище времен Древнего царства, по всей вероятности, состояло из нескольких небольших жилых и хозяйственных помещений, группировавшихся вокруг открытого внутреннего дворика. Очаг помещался в одной из комнат, над ним оставляли дымовое отверстие. Низкие столы и кровати были снабжены колючими ножками для защиты ядовитых змей и насекомых. Главным строительным материалом в массовой архитектуре были, несомненно, глина и нильский ил или сделанный из них кирпич-сырец. Характерная для египетского жилища конструкция перекрытия состояла из круглых или полукруглых горизонтальных балок. Они укладывались сплошным настилом или с промежутками. Сверху настил покрывался сначала тростниковыми циновками или досками, а затем слоем глины, земли.
В более богатых домах и дворцах кирпич-сырец, по-видимому, дополнялся некоторым подобием деревянного каркаса. Обычно такие дома имели 2-3 этажа. На первом этаже размещались помещения для скота и рабов, кладовые. На втором этаже находились комнаты хозяев, на третьем – терраса. Стены были снабжены вертикальными проемами, завешенными тростниковыми циновками или жалюзи. Перекрытия в подобных домах делали из пальмовых стволов, распиленных вдоль. Щели между ними замазывались глиной. На террасе, где часто проводили ночь обитатели дома, были устроены высокие парапеты с выкружками по верхней грани. Они скрывали хозяев дома от нескромных взглядов соседей (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Варианты реконструкции древнеегипетского жилого дома (по Пьеру Монтэ)
Жилые дома в городской застройке стояли довольно тесно, но всегда находилось место для небольшого садика с бассейном. Нередко цветы и деревья росли на кровлях. Очень популярны были теневые навесы перед входами. Они опирались на колонны из пальмовых стволов или из пучков тростника, перевитых водными растениями (в том числе и лотосами) (рис. ). Видимо, эти мотивы легли в основу «растительных» колонн Древнего Египта (лотосообразных, пальмовидных, папирусообразных и др.).
Жилища египтян обычно имели короткий срок службы. Ежегодные разливы Нила уничтожали большинство глиняных построек. Уцелевшие постройки в летний период покрывались трещинами от жары, поэтому их предпочитали не ремонтировать, а ломать и строить новые дома. Из глины изготавливались в деревянных формах новые кирпичи, которые затем сушились на Солнце. Обычно двух недель было достаточно, чтобы уничтожить все следы разрушений. Постоянная потребность в геодезических и реставрационных работах вызвала бурное развитие землемерия, геометрии и астрономии.
2. Становление культовой архитектуры (древнейшие погребения, мастабы, ступенчатые пирамиды и их символика)
Период Древнего царства (приблизительно 3000-2400 гг. до н. э.) – время значительного подъема хозяйственной жизни рабовладельческого Египта: расширения площади искусст- венно орошаемой земли, развития земледелия и ремесла, увеличения внутреннего товарооб- мена и внешней торговли с соседними странами. Это было сильное государство, объединявшее долину нижнего течения Нила и Дельту. Деспотическая власть и колоссальные материальные средства сосредоточивались в руках фараона, личность которого обожествлялась. Рабовладельческая знать и чиновники служили опорой государству, и между ними и основной массой населения существовала огромная социальная дистанция. Подобное социальное устройство проявилось, с одной стороны, в строительстве огромных пирамид, окруженных монументальными гробницами знати (мастаба), в сочетании пирамиды с заупокойным храмом. С другой стороны, почти полностью исчезли памятники культуры и быта рядовых египтян, которые не имели возможности строить для себя такие же долговечные сооружения.
Долину Нила издавна заселяли враждовавшие между собой племена. Первым древнеегипетским фараонам пришлось покорять их силой оружия и религии. Те молились самым разным богам (в том числе тотемным животным и растениям). Желая возвыситься над ними, фараоны стали называть себя детьми Солнца – самого могучего и старейшего из богов. Это нашло отражение в композиции и пространственной ориентации древнейших гробниц.
Могилы рядовых египтян имели в плане форму круга либо овала. Здесь нет ничего удивительного. Именно в таких полуземлянках, вырытых в песке, ютились первопоселенцы долины Нила. После физической смерти они продолжали жить в аналогичных постройках. Покойник лежал в согнутом положении на левом боку, предположительно для того, чтобы он был готов к повторному рождению в новой жизни. Его голова была обращена на юг, а лицо повернуто на запад, в сторону Страны Дуат. В сухом климате пустыни тело мумифицировалось само. Однако такие могилы часто раскапывались шакалами или дикими собаками. Не были редкостью и грабежи могил, если в них подозревали наличие драгоценностей.
Поэтому уже во времена I династии египтяне начали строить более капитальные усыпальницы в форме четырехугольника из земли и камня. Подобное сооружение называлось мастаба. Этот термин был придуман Огюстом Мариеттом в 60-х годах XIX века. Дело в том, что эти гробницы напомнили ему кирпичные скамейки египетских феллахов. Даже в наши дни их можно увидеть около домов и торговых лавок в сельских районах Египта.
Эти сооружения обычно располагались правильными рядами у подножия пирамид. Они служили домами для загробной жизни. Здесь должно быть все необходимое для существования в течение «миллионов лет», начиная с жилых помещений и кончая пищей. Реальные земные блага могли, однако, заменяться их изображениями. Например, рабы или слуги – их миниатюрными статуэтками или нарисованными фигурами. Многое в архитектуре этих надгробных сооружений является моделью египетского жилища. Так, например, вытесанный над дверью каменный валик отображает форму навитой на деревянный стержень тростниковой циновки, которой завешивался вход в дом. В целом мастаба напоминает приземистую усеченную пирамиду с прямоугольным основанием. Наклонная внешняя поверхность стен гробницы свидетельствует о происхождении этого каменного сооружения от форм примитивного сырцового жилого дома. Впоследствии наклонная поверхность стен, подчеркивающая устойчивость сооружения, стала одной из самых характерных черт египетского монументального зодчества (рис. 2.2, 2.3).
Внутри мастаба было обычно одно или несколько помещений для приношений и для заупокойного культа. Само захоронение было расположено под землей. Существенной де- талью мастаба была «ложная дверь», через которую покойник мог, по египетским верованиям, выходить из загробного мира. Особую роль в композиции мастабы играл сердаб (араб.) – темная комната или ниша в погребальной камере, в которой стояла портретная статуя умершего (рис. 2.4, в).
Рис. 2.2. Гробница в Негада, I династия (реконструкции по К. Михаловскому)
Рис. 2.3. Мастабы вельмож в некрополе Гизе (реконструкции по К. Михаловскому)
В неё переселялась его душа Ка в случае гибели мумии. Мужчин изображали в возрасте 45 лет, женщин – 25 (статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет) (рис. 2.4, г-д). Стены мастаба покрывали рельефы с изображениями сцен из жизни умершего или его деятельности на Полях Иару (древнеегипетский вариант Рая) (рис. 2.4, а-б).
a б в
г д
Рис. 2.4. Произведения монументально-декоративного искусства в интерьерах мастаб:
a – писец Хесира. Рельеф на деревянной панели в его гробнице (Саккара, III династия); б – «Женщины, несущие жертвоприношения» (мастаба Ти, V династия); «Пастух, ведущий быка» (мастаба Птаххотепа, V династия); в – ложные ворота со статуей умершего в погребальной камере мастабы Мерерука (Саккара, VI династия); г, д – статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, IV династия (некрополь Гизе, в настоящее время – Египетский музей, Каир)
Немало таких сооружений возведено в некрополе Мемфиса. Их строили на протяжении всего периода Древнего царства. С течением времени их внешний вид менялся. Они становились более массивными и сложными по конструкции, иногда достигая 3,7 м в высоту. Росло число внутренних помещений. Появился обычай пристраивать с восточной стороны мастабы что-то вроде часовни, где ежедневно собирались родственники усопшего или жрецы. Могилы фараонов I-II династий также имели форму мастабы. Этому были прецеденты. Ведь еще в додинастический период главы сельских общин жили в деревянных домах, имеющих прямоугольные очертания планов. После смерти их хоронили в могилах такой же формы. Почивший владыка лежал головой на север. Но лицо его было повернуто уже не на запад, а на восток. В той стороне поднималось по утрам со дна Озера Лилий Солнце. Позднее такая форма захоронения сохранилась только у знати. Фараоны же избрали для себя иной, более монументальный, вариант усыпальницы – ступенчатую пирамиду.
Ступенчатая пирамида – второй этап в эволюции мастабы. Всего на территории Египта найдено 84 пирамиды. Ступенчатая форма возникла одной из первых. Согласно легенде о фараоне Снофру, искавшему оптимальную форму для своей усыпальницы, ступенчатая форма пирамиды отразила политическую структуру древнеегипетского государства (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Социальная структура древнеегипетского государства (реконструкции легенды о фараоне Снофру, Б. Прус)
«Когда Снофру, один из фараонов первой династии, спросил жреца, какой ему воздвигнуть себе памятник, тот ответил: «Начерти, государь, на земле квадрат и положи на него шесть миллионов неотесанных камней – они представят собой народ. На этот слой положи шестьдесят тысяч обтесанных камней – это твои низшие служащие. Сверху положи шесть тысяч полированных камней – это высшие чиновники. На них положи шестьдесят камней, покрытых резьбой, - это твои ближайшие советники и полководцы. А на самый верх водрузи один камень – это и будешь ты сам». Так и сделал фараон Снофру. Отсюда возникла древнейшая ступенчатая пирамида – верное отражение нашего государства, а от неё пошли все остальные. Это вечные сооружения, с вершины которых видны границы мира и которым будут дивиться отдаленнейшие поколения…» [Прус Б. Фараон: Роман, в 2-х ч., Ч. 1 – Варшава: Крайова Агенця Выдавнича, 1986 – С.151].
Наиболее известна шестиступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в селении Саккара, недалеко от Каира.