Экономическое развитие Франции в последней трети XIX – начале XX в.

Государственное устройство и политическая борьба во Франции в период Третьей республики.

Франция в 1870 – 1914 гг.

Пункт 1.4 сентября 1870 г. во Франции была провозглашена республика, режим Второй империи и лично Наполеона III пал. После подавления правительством Адольфа Тьера революционного выступления под руководством Парижской Коммуны в мае 1871 г., остро встал вопрос о законодательном закреплении нового государственного устройства. Здесь столкнулись позиции монархистов и республиканцев. Именно поэтому основным содержанием внутриполитической жизни Франции в конце ХIХ в. явилась борьба за упрочение республики и ее демократизацию. Лишь после долгих разногласий в феврале и июле 1875 г. Национальным собранием были приняты три конституционных закона, которые вместе и составили Конституцию Третьей республики. Главой государства являлся президент республики, избиравшийся на совместном заседании сената и палаты депутатов на семь лет с правом переизбрания. Он имел достаточно широкие полномочия – номинально считался главой исполнительной власти, имел пра­во законодательной инициативы, обнародовал законы, принятые парламентом, контролировал их исполнение, являлся верховным главнокомандующим, назначал
всех гражданских и военных должностных лиц. Президент республики также мог, с согласия сената, распустить палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий, имел право налагать вето на решения палат парламента (правда этим правом ни один президент ни разу не воспользовался). Он заключал и ратифицировал международные
договоры. Однако мирные и торговые договоры, а также договоры, затрагивающие личное состояние и право собственности французов за границей или возлагающие на государство финансовые обязательства, подлежали обязательному одобрению парламента. При этом по мере укрепления позиций республиканцев в стране президент практически утратил все свои важные прерогативы и стал целиком зависеть от воли депутатов. Фактически исполнительная власть осуществлялась кабинетом министров. Кроме того, каждый акт президента республики должен был быть удостоверен подписью одного из министров.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному Национальному собранию. Нижняя пала­та – Палата депутатов формировалась путем выборов сроком на четыре года. К выборам не допускались военнослужащие, жен­щины и коренное население колоний. Из 40 млн. населения избирательными правами пользовались 12 млн. Сенат избирался специальными коллегиями вы­борщиков на девять лет с переизбранием трети его состава каждые три года и состоял из 300 человек. Обе палаты занимались разработкой законов и утверждением бюджета. На совместных заседаниях палат мог производиться пересмотр конституции. Вместе с тем, центром политической жизни была нижняя палата. Партии и объединения, располагавшие большинством в палате депута­тов, формировали правительство, которое несло перед ней ответственность и при вынесении вотума недоверия уходило в отставку.

Президентом Франции с 1873 г. был маршал Патрис де Мак-Магон (1808 – 1893 гг.), монархист по убеждениям. Под его покровительством велись интриги монархистов для восстановления монархии. Он досрочно ушел в отставку в 1879 г. после 2-летнего противостояния с палатой депутатов, в которой большинство имели республиканцы. Его сменил давний сторонник республиканских взглядов Жюль Греви (1807 – 1891). Тогда же республиканцы приоб­рели большинство и в сенате, таким образом, овладев основными ветвями государст­венной власти. Монархисты же постепенно превращались в конституционную оппозицию. Многие из них признали существующую форму правления и сосредоточили усилия не на борьбе с ней, а на защите в ее рамках традиционных консервативных ценностей – религии, церкви, собственности, армии. Придя к власти, республикан­цы провели ряд реформ. В июле 1880 г. был принят закон об амнистии для лиц, участвовавших в восстании Парижской коммуны. В 1881 г. принимаются законы о свободе собраний и печати, в 1884 г. легальный статус получили профессиональные объединения предпринимателей и рабочих, которые отныне могли создаваться свободно, без предварительного разрешении. Весьма важной была серия законов об обязательном, бесплатном и светском начальном обучении. Проведенные реформы составляли лишь незна­чительную часть из обещанных республиканцами и требуемых народом демократических преобразований. Это вызвало разочарование части избирателей и способствовало росту влияния радикалов, представлявших собой левое крыло республиканцев. После выборов 1881 г. радикалы впервые отделились от республиканского большинства, образовав в палате депутатов собственную фракцию в составе 46 человек. Их лидером был журналист Жорж Клемансо (1841 – 1929). Таким образом, республиканцы раскололись на две соперничающие группировки – умеренных рес­публиканцев и радикалов.

После принятия в 1880 г. закона против религиозных конгрегаций (монашеских объединений) в стране образова­лось мощное антиправительственное католическое движение. Оно нашло союзника в лице консервативной оппозиции и уси­лило ее избирательную базу. На всеобщих выборах 1885 г. клерикально-монархический блок сумел серьезно потеснить республиканцев, получив свыше 200 депутат­ских мест. Другой значительной силой стали националистические организации, создававшиеся во Франции в 80 – 90-гг. XIX в. Националисты осуж­дали парламентаризм и требовали пересмотра конституции с целью усиления исполнительной власти. Также в этот же период растет влияние идей социализма, появляются соответствующие организации. В 1880 г. создается Рабочая партия, в 1882 г. Федерация социалистических трудящихся. Существовала группа и так называемых «независимых социалистов». Среди них выделялись Александр Мильеран (1859 – 1943), Жан Жорес (1859 – 1914), Рене Вивиани (1863 – 1925), Аристид Бриан (1862 – 1932). Тем не менее, умеренным республиканцам удавалось удерживать в своих руках бразды правления страной вплоть до конца XIX в.

 

Их позиции были подорваны на рубеже XIX – XX в. в связи с судебным процессом в отношении капитана Генерального штаба французской армии Альфреда Дрей­фуса. Он в декабре 1894 г. был пригово­рен военным трибуналом к пожизненному заключению по ложному обвинению в шпионаже. Впоследствии удалось доказать, что дело было сфабриковано. Борьба за пересмотр дела разделила всю Францию, в том числе и политические круги на дрейфусаров и антидрейфусаров. В итоге лишь в 1906 г. кассационный суд полностью реабилитировал Дрейфуса. Также одним из значительных последствий этого дела стала перегруппировка политических сил, которые раздели­лись на два противоположных лагеря в связи с разногласиями во взглядах на политические цели и ценности республиканской формы правления. Левые отстаивали приверженность республиканским и демократическим учреждениям, утверждали идеалы светскости в общественной жизни, боролись против нацио­нализма и военщины как ударной силы реакции. Напротив, правых стали отличать главным образом национализм, преклоне­ние перед армией и военной силой, стремление к авторитарному правлению вообще, независимо от его конкретной формы государства.

На рубеже столетий во Франции впервые возникла система организованных политических партий. Они сочетали парламент­ские методы деятельности с внепарламентскими, располагали сетью местных комитетов, не терявших связь с избирателями между выборами, и контролировали свои парламентские фрак­ции. В лагере левых оказалась созданная в 1905 г. Объединенная социалистическая партия (Французская секция рабочего Интернационала – СФИО) во главе с Жоресом. Тем не менее в объединенную партию отказались войти «независимые социалисты» Мильеран, Вивиани, Бриан и другие, выражавшие несогласие с ее намерением проводить политику оппозиции по отношению к буржуазным правительствам и призывами к классо­вой борьбе. В 1901 г. появилась общенациональная организация радикалов – Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (Жорж Клемансо, Эмиль Комб). В начале XX в. она превратилась в самую влиятельную политическую партию Франции. Численность ее фракции в пала­те депутатов (обычно не менее трети всех мест) позволяла контро­лировать парламентское большинство и давала право на участие в любой правительственной коалиции. В конце 1901 г. из части умеренных республиканцев, которые примкнули к лагерю дрейфусаров образовался Республиканско-демократический альянс, в который вошли Луи Барту, Раймон Пуанкаре, Жозеф Кайо, Александр Рибо. Альянс стал одной из основных партий правившего в предвоенные годы «лево»-республиканского большинст­ва. В лагере правых оказались националисты, консерваторы и Республиканская федерация, образованная в 1903 г. из умеренных республиканцев, которые примкнули к лагерю антидрейфусаров и части консерваторов. В нее вошли Жюль Мелин, Шарль Дюпюи, Шарль Бенуа. После поражения на парламентских выборах 1902 г. консервативно-национа­листические правые силы на долгое время оказались в оппозиции без всякой надежды на возвращение к власти.

После этих выборов правительство Комба развернуло наступление на католическую церковь. Еще в 1901 г. был принят закон, по которому деятельность каждой религиозной конгрегации нужно было оформлять специальным разрешением парламента. Правительство приказало закрыть школы, руководимые священниками, что встретило ожесточенное сопротивление духовенства. В итоге были распущены 54 конгрегации и закрыто свыше 3 тыс. монастырских и церковных школ. В декабре 1905 г. кабинет Мориса Рувье пришедшего на смену Комба, провел закон об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, республика гарантировала свободу со­вести и свободное отправление всех культов, не субсидируя ни один из них. Католическая церковь, следовательно, впредь долж­на была существовать за счет пожертвований верующих. Ее имущество переходило в руки общественных ассоциаций прихожан. На парламентских выборах 1906 г. партия радикалов еще более усилила свои позиции, завоевав 247 мандатов, и могла управлять страной самостоятельно, не прибегая к поддержке ни социалистов, ни левых республиканцев. Премьер-министром стал Ж. Клемансо. В годы его правления значительно выросла забастовочная борьба рабочих, руководимая Всеобщей конфедерацией труда. Во многом благодаря усилиям этого единого профсоюзного центра трудовые конфликты приобрели ожесточенный характер. Неред­кими стали насильственные действия забастовщиков против фаб­ричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка, умышленная порча имущества и пр. Правительство отвечало жесткими мерами, используя жандармерию и войска для подавления выступлений. При этом с целью стабилизации ситуации был проведен ряд социальных реформ. 5 апреля 1910 г. был принят закон о введении пенсий по старости для рабочих и крестьян (с 65 лет). 14 июля 1913 г. принимается закон о государственной помощи малообеспеченным многодетным семьям. 15 июля 1914 г. принимается финансовый закон о введении прогрессивного подоходного налога. Его размер зависел от суммы чистого дохода каждого облагаемого. Причем лица, чей ежегодный доход не превышал 5 тыс. франков освобождались от обложения.

В 1909 г. Клемансо уступил место во главе правительства независимому социалисту А. Бриану. В области внутренней политики он придерживался в целом курса, намеченного его предшественником. При нем была смягчена процедура ликвидации конгрегации, ранее нередко дававшая повод для злоупотреблений. Столь же твердой позиции, как и предыдущий кабинет, придерживался Бриан по отношению к забастовочному движению. Ему на смену в 1911 – 1914 гг. пришли правительства возглавлявшиеся лидерами Республиканско-демократического альянса. В эти годы на первый план в области внешней и внутренней политики вышли вопросы укрепления обороноспособности страны. Особенно примечательным в этом плане стал период правления Р. Пуанкаре. В 1912 г. парламентом была одобрена военно-морская программа, согласно которой к 1920 г. флот насчитывал бы 28 броненосцев (в строю находилось уже 18 кораблей этого типа) и 52 миноносца. Кроме того, решено было создать военную авиацию. Наряду с приняты­ми ранее мерами, такими как усиление артиллерии армейских корпусов, это свидетельствовало о серьезности военных приготовлений Франции. В 1913 г. сменив пост премьер-министра на пост президента, Пуанкаре добился продления срока службы в армии с 2 до 3 лет, что позволило увеличить ее численность в мирное время с 540 тыс. до почти 700 тыс. человек.

 

Пункт 2.70-е годы XIX в. были временем завершения промышленной революции. Основные отрасли промышленности Франции – хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная – выпускали преобладающую часть продукции с применением машинной техники и индустриальной технологии. Тем не менее, основной отраслью эко­номики (как по стоимости продукции, так в особенности и по числу рабочих рук) оставалось сельское хозяйство. А в промышленности все еще был значителен удельный вес ручного труда, главным образом в старых отраслях текстильного производства, работающих на традиционном сырье – льне, шерсти, шелке. Начиная с середины 70-х годов французскую экономику поразил глубокий кризис, связанный с общим понижением конъюнктуры мирового рынка. Его от­правной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это было особенно чувствитель­ным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отрас­лью ее аграрного сектора. От падения цен (с 1879 по 1887 г. − на 1/3) пострадали не только крестьяне и фермеры, но и земельные собственники, вследствие падения земельной ренты. (Земельная рента –это основная часть арендной платы, выплачиваемой земельным собственникам арендаторами земли).

Уменьшение доходности сельскохозяйственного производст­ва, а следовательно, падение покупательной способности боль­шинства населения имело неблагоприятные последствия для про­мышленности. Спрос на ее продукцию сократился, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865-1869 гг. и 1895-1899 гг. - на 29%).

Мировая экономическая депрессия поставила в повестку дня вопрос о пересмотре внешнеторговой стратегии. В итоге в 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов. Он предусматривал два тарифа: максимальный и минимальный. Первый по существу был инструментом давления на торговых партнеров и практически не применялся. Второй был относительно низким (8% на промышленные товары и от 5 до 20% на сельскохозяйст­венные), но действовал лишь на основе взаимности по соглаше­нию с другими странами. Хотя минимальный тариф не намного превышал старый (6,5% в 1880 г.), разница все же была достаточно ощутимой, чтобы ухудшить условия международной торговли. В дальнейшем таможенные тарифы повышались в 1897 и 1910 гг. Начиная с середины 90-х годов наметилось постепенное уско­рение промышленного роста, которое в период с 1905 по 1914 г. достигло почти 5% в год. Здесь сыграла роль, прежде всего, активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса. Импульс к повышению инвестиций пришел со стороны государства, стремившегося привлечь частные капиталы к осуществлению программы работ по развитию транспортной инфраструктуры. Программы общественных работ также помогли вытащить экономику из кризиса. Но и сами предприни­матели проявляли понимание того, что условием преодоления кризиса является техническое обновление отсталых производств. Поэтому, несмотря на падение доходности предприятий и увлече­ние вкладчиков облигациями государственных займов, нашлись ресурсы и для увеличения инвестиций. В итоге этих усилий был достигнут значительный прогресс в техническом переоснащении промышленности.

Вначале XX в. промыш­ленный рост во Франции приобрел качественно новый характер и стал в решающей мере зависеть от крупной индустрии, развитие которой требовало больших капиталовложений в дорогостоящую технику и технологию. Новый промышленный подъем опирался на активную инвес­тиционную политику государства и предпринимателей. Французы охотно вкладывали свои сбережения вценные бумаги, портфель которых оценивался накануне Первой мировой войны в 111 млрд. франков Из них 32 млрд. франков приходилось на акции отечественных предприятий. Серьезной предпосылкой ускорения промышленного роста было преодоление аграрного кризиса. Благодаря протекционист­ской политике цены на сельскохозяйственную продукцию снова возросли, что обеспечило повышение доходности крестьянских и фермерских хозяйств. Развитие сельскохозяйственного кредита позволило улучшить агротехнику и агрикультуру. Заметно увеличилась емкость внутреннего потребительского рынка, прежде всего благодаря росту реальной заработной платы. Однако на спрос отрицательно воздей­ствовал слабый демографический рост.

В начале XX в. Франция заняла лидирующее положение в развитии автомобильной, авиационной, электроэнергетической, алюми­ниевой отраслей промышленности. При этом недостаток французского производства заключался в его большой распыленности. Слабая концентрация произ­водства и рабочей силы служила препятствием применению более рациональных методов организации труда. Мешала она и стандартизации про­дукции. Например, одно только предприятие «Рено» предлагало покупателям одновременно 10 моделей автомобилей. Все это неблагоприятно отражалось на себестоимости, а следовательно, и на отпускной цене товаров. Поэтому на мировых рынках французская крупная индустрия часто не могла на равных конкурировать с иностранными производителями. Доля Франции в мировом экспор­те промышленной продукции сократилась с 16% в 1876 г. до 12% накануне Первой мировой войны.

Относительно выше был уровень концентрации в отраслях, в которых было сосредоточено производство сырья, топлива и промышленного оборудования, например, в металлургической, машиностроительной промышленности и электроэнерге­тике. Наиболее высокой степенью концентрации капитала и про­изводства отличались химическая и алюминиевая промышленность, в каждой из которых господствовали одно-два крупнейших предприятия. Комите де Форж (1864 г.) «Комитет металлургической промышленности Франции» - организация предпринимателей франц. черной металлургии.