Недобросовестная конкуренция
Демонополизация рынка
Статья 38 закона о защите конкуренции дает право антимонопольным органам принудительно разделять организации. Демонополизация – это создание независимых друг от друга продавцов на монополизированном рынке.
Меры по демонополизации устанавливаются специальными постановлениями Правительства РФ.
Для разделения (выделения) фирмы необходимо:
- наличие доминирующего положения у фирмы;
- осуществление монополистической деятельности более двух раз в течении 3 лет.
- иск антимонопольных органов;
- решение суда о принудительном разделении;
Монополистическая деятельность – злоупотребление фирмой доминирующим положением, участие ее в соглашениях, запрещенных антимонопольным законодательством и другие действия относимые законодательством к монопольной деятельности.
При принудительном разделении должны комплексно выполняться условия:
1) существует возможность обособления подразделений монополиста;
2) новые фирмы могут самостоятельно действовать на рынке;
3) «материнская» фирма должна потреблять не более 30% продукции, производимой выделяемым структурным подразделением. Чем меньше взаимная обусловленность деятельности структурных подразделений, тем меньше нарушается организационная структура фирмы и меньше затраты, связанные с реорганизацией, которые сопоставляются с возможной выгодой от разделения;
После разделения внутри «материнской» фирмы должны быть сохранены активы, обеспечивающие эффект экономии от масштаба производства, или сохраняющие преимущества от вертикальной интеграции. Другие отношения, которые до разделения были внутренними, заменяются более эффективными рыночными.
На каждом отраслевом и региональном рынке существуют свои технологические и экономико-географические особенности, которые определяют преобладание одних и меньшую значимость других задач. Поэтому федеральные программы демонополизации дополняются региональными.
Недобросовестная конкуренция – это любые, направленные на приобретение конкурентных преимуществ, действия предприятий, которые противоречат действующему законодательству и могут причинить убытки конкурентам. К ней относится:
1) распространение искаженных сведений, наносящих убытки конкурентам либо их деловой репутации;
2) введение в заблуждение относительно условий производства и потребительских характеристик товара;
3) некорректное сравнение товара фирмы с товарами конкурентов;
4) введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
5) разглашение коммерческой тайны.