Его участниками

Методы предотвращения нарушения картельного соглашения

Факторы, облегчающие сохранение картеля

 

На практике многие картели существуют в тече­ние десятков лет.

К факторам, облегчающим сохранение кар­тельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие:

• Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать дли­тельное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него. Но даже когда картель охватывает весь рынок, высокая норма отрас­левой прибыли может привлечь новых конкурентов и картель не сможет удержать высокие цены.

• Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования.

• Низкие издержки по организации картеля. К ним могут относиться затраты предприятий по ведению пере­говоров между предполагаемыми участниками. Факторами, от которых зависит величина этих издержек, являются:

1) число фирм в отрасли. Чем оно больше, тем труднее договориться и тем выше затраты на контроль за исполнением соглашения;

2) концентрация производителей. Несколько крупных фирм, определяющих основной объем выпуска отрасли, могут сами проводить согласованную политику на рынке без других (мелких) фирм.

3) однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифферен­циации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании од­ного уровня цен на рынке. Трудно контролировать, придерживаются ли фирмы соглашения, так как, не снижая номинально уровня цены, фирма может выпустить более качественный продукт для привлечения новых потребителей;

4) наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций). Такие ассоциации облегчают участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов.

 

К основным мето­дам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:

• контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффек­тивный контроль картельных соглашений включает ряд показателей: квоты производства, ограничения покупки/продажи в отноше­нии дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или про­дуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;

• раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому учас­тнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, позволяющих эффективно контролировать соблюдение соглашения и уменьшать последствия его нарушения (поскольку влияние фирмы оказывается только на выделенную область деятельности);

• использование особых условий. Например, продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;

• контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже заранее определенного уровня (конт­рольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной при­были фирмой-нарушителем сокращается.