Модель Бертрана для дифференцированного продукта
Рис. 1. Матрица выигрышей игрока
Рис. 1. Матрица выигрышей заключенных
Для каждого из них доминирующей стратегией или стратегией, приносящей наибольший выигрыш при любой стратегии другого игрока, является стратегия «сознаваться». Каждый заключенный думает, что другой признается первым и обречет его на более суровое наказание. Рациональный выбор обоих будет состоять в том, чтобы сознаться, несмотря на возможность улучшить положения обоих при выборе ими стратегии «не сознаваться».
Подобным образом не доверяют друг другу и фирмы. Они также как и заключенные не могут принудить друг друга к выполнению достигнутых договоренностей. Рассмотрим пример стратегического взаимодействия фирм по цене. Возможные комбинации их стратегий и получаемых ими выигрышей представлены в виде матрицы выигрышей на рис.2.
Стратегии фирмы 2 | |||
Низкая цена: 5 | Высокая цена: 10 | ||
Стратегии фирмы 1 | Низкая цена: 5 | (2; 2) | (4; 1) |
Высокая цена: 10 | (1; 4) | (3; 3) |
В однопериодной игре доминирующей стратегией для каждой фирмы будет стратегия «назначать низкую цену». Равновесие рынка с низкими ценами будет служить равновесием по Нэшу (американский математик Джон Нэш) в неповторяющейся игре.
Равновесие по Нэшу – это такое состояние рынка, при котором каждое предприятие придерживается стратегии, являющейся наилучшим ответом на стратегии других конкурентов. То есть ни одно предприятие не хочет изменить своего поведения в одностороннем порядке.
Если игра или стратегическое взаимодействие фирм продолжается бесконечно долго, то доминирующими будут, по крайней мере, две стратегии:
1. Стратегия «руки, дрожащей на курке» - назначить высокую цену в момент t, если другая фирма назначила высокую цену в момент (t-1) и наоборот.
2. Стратегия «хищничества» - назначать низкую цену в любой момент времени.
Максимальный выигрыш каждой фирмы от первой стратегии, получаемой в бесконечном периоде, который приведен к текущему моменту времени:
(2)
где 3 - прибыль при цене 10 руб./ед. прод., если другая фирма установит эту же цену;
d - дисконтирующий множитель: d = l/(l+i), i - процентная ставка;
r - вероятность взаимодействия фирм в следующем периоде (t+1).
Если фирма 2 установит цену 5 в первом периоде, то цена фирмы 1 во втором периоде тоже будет 5, максимальный выигрыш фирмы от применения стратегии низкой цены равен:
(3)
где 4 - прибыль, полученная фирмой 2 при цене 5, при условии, что фирма 1 назначает цену 10;
2 - прибыль фирмы 2 при цен 5, при условии, что фирма 1 назначит цену 5 начиная со второго периода.
Следовательно, выбор оптимальной стратегии фирмы, зависит от наибольшей величины выигрыша.
Модель показывает то, что дифференциация продукта смягчает ценовую конкуренцию. При этом соперничество фирм не ведет к полному исчезновению их прибылей. Пусть функция спроса первого дуополиста имеет вид:
, (4)
где a1, b1, z1 – положительные константы;
при этом 0<z1<b1 и a1>с(b1-z1).
Условие z1<b1 означает, что если цены товаров обеих фирм вырастут на бесконечно малую величину e, объем спроса на оба товара сократится. Условие a1>AC(b1-z1) означает, что если обе фирмы назначат цены на уровне предельных издержек, объемы спроса на их товары будут положительными.
Естественно, что при понижении цены Р1 первый дуополист увеличит выпуск, а понижение цены конкурента, наоборот вызывает снижение выпуска первого дуополиста. Функция прибыли дуополиста имеет вид:
, (5)
где с – затраты предприятия на единицу продукции.
Следует заметить, что при принятии дуополистами решений о ценообразовании ими будет учитываться уровень цены, установленный на предыдущем шаге. При этом в силу предпосылок модели Бертрана дуополисты принимают решения при нулевых коэффициентах вариации.
Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли примет вид
(6)
Оно задаёт кривую реакции первого дуополиста:
(7)
По аналогии также можно представить функцию спроса и кривую реакции для второго дуополиста.
(8)