Основные способы организации квазивертикальных интеграций

Стимулы к вертикальной интеграции

1. Снижение трансакционных издержек. Высокие трансакционные издержки повышают вероятность недобросовестного выполнения контрактных обязательств фирмами-партнерами при появлении лучшей альтернативы. Интеграция нейтрализует такое поведение на рынке с неопределенным спросом.

2. Решение проблемы «двойной маржинализации» или «двойной надбавки». Эта проблема возникает, когда на рынках промежуточной и конечной продукции несовершенная конкуренция. При интеграции объем прибыли выше, а цена конечной продукции ниже, чем при её отсутствии.

3. Уменьшение давления государственного регулирования. Интеграция позволяет сокращать объем налоговых отчислений за счет манипуляции прибылью или за счет ее перераспределения между подразделениями, что важно в случае государственного регулирования нормы прибыли.

4. Использование ценовой дискриминации. Интеграция предотвращает арбитраж т.е. спекулятивную перепродажу товара покупателями.

5. Снижение потерь от монопольной власти. Интеграция формируется для защиты от монопсонии.

Отрицательной чертой вертикальной интеграции служат создаваемые ею барьеры.

Если одна из фирм, действующих на рынке, является круп­нейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции (есть широкая дистрибьюторская се­ть), новым не интегрированным фирмам, труднее по­лучить доступ на рынок. Для входа на рынок новый конкурент должен организовать вертикаль­ную интеграцию, что наталкивается на проблему привлечения финансовых ресурсов.

 

Квазиинтеграция – это контроль над поведением фирмы без контроля над ее собственностью.

Основным способом создания вертикально интегрированных фирм служат слияния и поглощения. Но из-за неразвитости рыночной инфраструктуры в переходной экономике контроль над поведением фирм более эффективен, чем контроль над собственностью.

При развитой рыночной инфраструктуре существуют устойчивые правовые нормы, информационная база для принятия решений, эффективный финансовый рынок возможности вертикальной квазиинтеграции более ограничены, а контроль над поведением менее устойчив.

Поэтому его дополняют контролем над собственностью.

Квазиинтеграция может поддерживаться следующими методами:

1. Линейное ценообразование, при котором цену выбирает монополист, а объем закупок промежуточной продукции – фирма клиент.

2. Нелинейное ценообразование в виде двухставочного тарифа. Фирме клиенту даются исключительные права на покупку продукции за плату, состоящую из фиксированного части за доступ к рынку и цены единицы промежуточного товара.

3. Контроль уровня розничных цен. Монополист устанавливает рекомендуемую максимальную или минимальную цену для торговцев. Этот контроль позволяет монополисту влиять на конечный спрос и на прибыль торговцев.

4. Нормирование объема сбыта. Производитель указывает розничному торговцу минимальные или максимальные объемы сбыта.

5. Право исключительной территории. Оно подразумевает торговлю продавцов на разных территориях, а также сегментацию рынка по видам покупателей. Поставщик предоставляет это право для розничных торговцев для устранения конкуренции между ними.

6. Исключительные контракты или связывание.Они предусматривают продажу (покупку) товара только одному продавцу. Это необходимо для устранения эффекта замещения промежуточных товаров между монопольными и немонопольными поставщиками. Цена монопольного поставщика всегда выше цены немонопольного. Следовательно, есть стимул переключиться на более дешевый товар.

7. Ограничение числа торговцев. Применяется для предотвращения ценовой войны и излишней концентрации числа продавцов на одной территории.