Коэффициент Джини.

Коэффициент вариации

При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное ме­сто занимает коэффициент вариации

,

где

— среднее квадратичное отклонение.

Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации и наоборот.

 

,

где Ai – накопленное значение долей i- крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

An - сумма значений долей всех предприятий на рынке;

n – число предприятий на рынке.

Чем выше коэффициент Джини, тем больше не­равномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации.

Коэффициент Джи­ни слабо реагирует на изменение числа предприятий. Его недостатком является необходимость знания доли всех мельчайших пред­приятий в отрасли.

Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями оди­накового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм.