Коэффициент энтропии

Рис. 5.1. Типы рынка по степени концентрации

 

3. Коэффициент Линда (L).Определяет степень неравенства между лиди­рующими на рынке поставщиками товаров

,

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

,

где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k- крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i- поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k=2, k=3 и так да­лее до тех пор, пока не будет Lk>Lk-1. Определяемая граница (k при Lk<Lk-1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии (2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.

4. Коэффициент относительной концентрации.Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли рынка.

Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.

,

где b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);

a - доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).

При К > 1 концентрация отсутствует - рынок конкурентный. При К < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыноч­ная власть предприятий велика.

.Представляет собой среднюю долю предпри­ятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму об­ратной ей величины:

,

где Si – доля продаж i-ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Чем больше Е, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.

6. Дисперсия логарифмов рыночных долей.Харак­теризуют распределение объемов продаж между предприятиями:

,

где Si – доля продаж i- ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий че­рез неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.

Аналогичный анализ также может быть проведен при помощи показателей Вариации и Джинни.