Коэффициент энтропии
Рис. 5.1. Типы рынка по степени концентрации
3. Коэффициент Линда (L).Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров
,
где k — число крупных поставщиков (не менее двух);
,
где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков;
i – число ведущих поставщиков среди k- крупных поставщиков;
Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i- поставщиков;
Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.
Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k=2, k=3 и так далее до тех пор, пока не будет Lk>Lk-1. Определяемая граница (k при Lk<Lk-1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии (2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.
4. Коэффициент относительной концентрации.Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли рынка.
Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.
,
где b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);
a - доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).
При К > 1 концентрация отсутствует - рынок конкурентный. При К < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.
.Представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
,
где Si – доля продаж i-ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;
n – число хозяйствующих субъектов на рынке.
Чем больше Е, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.
Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.
6. Дисперсия логарифмов рыночных долей.Характеризуют распределение объемов продаж между предприятиями:
,
где Si – доля продаж i- ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;
S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n;
n – число хозяйствующих субъектов на рынке.
Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.
Аналогичный анализ также может быть проведен при помощи показателей Вариации и Джинни.