Коэффициент концентрации (CR).

ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАВЦОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Типы строения рынков

 

На товарном рынке складываются два типа отношений: между конкурентами, а также между ними, поставщи­ками и потребителями продукции (то­варов, работ, услуг).

Классификация типов строения рынка

 

 

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Двухсторонняя полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двухсторонняя олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

 

 

Чтобы определить структуру рынка и оценить развитость конкурентной среды необходимо исследовать степень концентрации продавцов, т.е. степень неравномерности распределения продаж товара между ними,

Основными показателями концентрации, которые используются антимонопольными органами, являются:

Значение коэффициента определяется по формуле:

,

где CRk — индекс концентрации k продавцов, %;

Si — доля продаж i-гo про­давца в объеме реализации рынка, %;

k — число фирм на рынке.

Si может вычисляться как отно­шение объема продаж, численности занятых, размера ак­тивов, добавленной стоимости предприятия к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило, этот показатель рассчитывается для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) крупнейших продавцов.

Недостаток показателя - он не­чувствителен к различным вариантам распределения долей между кон­курентами.

2. Коэффициент Герфиндаля Гиршмана (НHI).

,

где Si — доля продаж i-гo предприятия в общем объеме реализации;

n — чис­ло хозяйствующих субъектов на рынке.

Коэффициент учитывает как численность предпри­ятий, так и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для моно­польного рынка — к 10000.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентра­ции и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рын­ка по степени концентрации, которые приведены на рис. 5.1.

 

 

Высоко концентрированные рынки При 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000 При 80% < CR4 < 100% 1800 < HHI < 10000
Умеренно концентрированные рынки При 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000 При 45% < CR4 < 80% 1000 < HHI < 1800
Низко концентрированные рынки При CR3 < 45% HHI < 1000 При CR4 < 45% HHI < 1000