Коэффициент концентрации (CR).
ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАВЦОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Типы строения рынков
На товарном рынке складываются два типа отношений: между конкурентами, а также между ними, поставщиками и потребителями продукции (товаров, работ, услуг).
Классификация типов строения рынка
Покупатели | Продавцы | ||
Много | Несколько | Один | |
Много | Двухсторонняя полиполия | Олигополия | Монополия |
Несколько | Олигопсония | Двухсторонняя олигополия | Монополия, ограниченная олигопсонией |
Один | Монопсония | Монопсония ограниченная олигополией | Двухсторонняя монополия |
Чтобы определить структуру рынка и оценить развитость конкурентной среды необходимо исследовать степень концентрации продавцов, т.е. степень неравномерности распределения продаж товара между ними,
Основными показателями концентрации, которые используются антимонопольными органами, являются:
Значение коэффициента определяется по формуле:
,
где CRk — индекс концентрации k продавцов, %;
Si — доля продаж i-гo продавца в объеме реализации рынка, %;
k — число фирм на рынке.
Si может вычисляться как отношение объема продаж, численности занятых, размера активов, добавленной стоимости предприятия к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило, этот показатель рассчитывается для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) крупнейших продавцов.
Недостаток показателя - он нечувствителен к различным вариантам распределения долей между конкурентами.
2. Коэффициент Герфиндаля Гиршмана (НHI).
,
где Si — доля продаж i-гo предприятия в общем объеме реализации;
n — число хозяйствующих субъектов на рынке.
Коэффициент учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка — к 10000.
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации, которые приведены на рис. 5.1.
Высоко концентрированные рынки | При 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000 | При 80% < CR4 < 100% 1800 < HHI < 10000 |
Умеренно концентрированные рынки | При 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000 | При 45% < CR4 < 80% 1000 < HHI < 1800 |
Низко концентрированные рынки | При CR3 < 45% HHI < 1000 | При CR4 < 45% HHI < 1000 |