Фундаментальные предпосылки и характеристики рыночных структур

Временные границы рынка

Географические границы товарного рынка

 

Географические границы то­варного рынка обусловлены экономическими, технологическими, адми­нистративными барьерами.

Территория рынка определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров. При определении географических границ, учитываются следу­ющие факторы:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначи­тельность транспортных расходов;

- значимость дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к поку­пателю (различие рентабельности, стоимостных и потребительских качеств товаров на 5—10%);

- сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

- отсутствие на территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;

- сопоставимость уровня цен на соответствующие товары внутри территории предполагаемого рынка.

Временные границы рынка характеризуют значимость времени в процессе реализации товара. Чем больше товар утрачивает своё качество с течением времени, и чем больше складские издержки на его хранение, тем более интенсивным будет процесс конкуренции на товарном рынке и наоборот.

 

 

Совокупность характеристик рынка определяет его структуру:

Рынок совершенной конкуренции – это рыночная структура, при которой на рынке нет соперничества между многочисленными продавцами и между многочисленными покупателями.

Рынок монополистической конкуренции – рынок многочисленных покупателей и продавцов (как минимум 25 субъектов), совершающих сделки в широком диапазоне цен при отсутствии реакции конкурентов на рыночное поведение друг друга.

Рынок олигополистической конкуренции – рынок, на котором небольшое количество продавцов осуществляет стратегическое взаимодействие и торгует с множеством покупателей.

Покупатели при данных структурах влияния на цену товара не оказывают из-за своей многочисленности.

Монополистический рынок – это рынок, на котором существует единственный продавец определённого товара.

Фундаментальные предпосылки рынка приведены на рис. 1.

 

Критерии, Определяющие структуру рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Монополия Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены не оказывают влияния оказывают влияние устанавливает самостоятельно   могут воздействовать
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке   Нет   Есть
Условия входа на рынок Вход свободен Вход блокирован Вход может быть блокирован или свободен

Рис. 1. Фундаментальные предпосылки основных моделей рынка

На рис.2 приведены сравнительные характеристики четырёх основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка.

 

Параметры структуры рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Монополия Олигополия
Численность продавцов на рынке и их рыночная доля Много продавцов, с малыми долями Один продавец Несколько продавцов с большими долями
Характеристика товара однородные неоднородны (дифференцированы) Нет близких Товаров- заменителей однородны и неоднородны
Барьеры входа на рынок нет Технологические или другие барьеры блокирующие вход Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны

Рис. 2. Характеристики основных рыночных структур