Продуктовые границы товарного рынка

Определение границ рынка

Максимизация темпов роста фирмы в акционерном обществе

Максимизация прибыли и суммы административных расходов.

Максимизация общей выручки фирмы

Цели управляющих

Если выручка растет, то соб­ственник положительно оценивает качество работы управляющих.

Однако если при максимизации прибыли предельная выруч­ка фирмы равна предельным издержкам: MR = МС, то при максимуме общей выручки - 0.

Поэтому объем производства все­гда больше при максимизации выручки.

Менеджеры не заинтересованы в сокраще­нии выпуска, даже если увеличится прибыльность, так как сокращение приводит к отрицательным результатам для них и для фирмы:

- снижение популярности фирмы у потребителей;

- сокращение возможностей финансирования из-за падения доверия у кредиторов и инвесторов;

- падение курсовой стоимости акций;

- сокращение каналов сбыта;

- снижение рыночной доли и власти.

Полезность менеджера зависит от прибыли, из которой он получает премии и адми­нистративных расходов, из которых он получает зарплату и средства для своей деятельности.

Сначала рост администра­тивных расходов стимулирует менеджеров работать лучше, так как прибыль увеличивается. Затем дополнительные расходы снижают прибыль из-за их более быстрого роста по сравнению с ростом выручки. Поэтому в данном случае объем производства будет меньше чем при максимизации выручки, но больше чем при максимизации прибыли.

Совпадение ин­тересов максимизации полезности управляющих и прибыли возможно в случае, когда управ­ляющие одновременно ещё и собственники фирмы.

Чем выше темп роста фирмы, тем лучше работа менеджеров.

Если дивиден­ды изменяются пропорционально объему выпуска, то выпуск будет ниже, а цена выше, чем при максимизации прибыли. Это связано с тем, что максимизируется только нераспределенная часть прибыли.

Если же дивидендная политика не зависит от объема вы­пуска, то менеджеры максимизируют прибыль.

Если фирма управляется рабочим коллективом, владеющим контрольным пакетом акций фирмы, то его целью является максимум дохода на одного занятого.

Менеджеры, управляют чужим капиталом, поэтому они более склон­ны к риску, чем собственники и выбирают более рискованные инвестиционные проекты. В результате колебания при­были будут сильнее, а средняя ожидаемая прибыль меньше, чем при максимизации прибыли.

 

Отраслевой товарный рынок характеризуется следующими разновидностями границ:

Продуктовые гра­ницы рынка - это совокупность потреби­тельских свойств товаров-заменителей, образующих единый товарный рынок.

Основой для определения границ служит мнение покупателей.

При этом одна и та же продукция может обращаться на разных товарных рынках. Например, оптовые и розничные.

Есть три метода определения взаимозаменяемости:

1. Метод Дж. Робинсон. Берется товар и выявляются все его заменители, а затем заменители этих заменителей и так до тех пор, пока в цепочке товаров не появится значительный разрыв.

2. Способ Э. Чемберлина. Есть два критерия определения рынка: коэффициент перекрёстной эластичности спроса на товар по цене товара-заменителя, коэффициент перекрёстной эластичности цены данного товара по объёму выпуска товара заменителя.

3. Нахождение корреляции цен товаров. Для проведения анализа тесноты взаимосвязи цен берутся данные за 5-10 лет.

Антимонопольные комитеты мира на практике в основном используют перекрёстную эластичность. Разрыв в цепи товаров заменителей фиксируется, если коэффициент становится меньше определённой заданной величины.

Формулу перекрёстной эластичности можно представить в следующем виде:

,

где Q1X- первоначальная величина спроса на товар X;

Q2X- конечная величина спроса на товар X;

P1Y- первоначальная цена товара Y;

P2Y- конечная цена товара Y.

Если коэффициент > 0, това­ры X и Y являются взаимозаменяемыми.

Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменимости товаров, а отрицательный – о взаимодополняемости.

Однако при росте цен более чем на 5% расчеты коэффициента в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам. В этом случае используются экспертные оценки, интервьюирование покупателей и отраслевых специалистов.

В условиях дефицита границы взаимозаменяемости товаров расширя­ются, до пределов, определяемых функциональным назначени­ем товара.