Лекция 5

Они поразили тирана мечом и сделали равными всех

пред законом".

Клисфен провел ряд реформ, с помощью которых полностью отменил все преимущества евпатридов, сравнял народ со знатью и отменил имущественный ценз. Так в Афинах была установлена демократия.

Греко-Персидские войны (ч. 1): возвышение Персии, битва при Марафоне

В то время, как в Греции вновь возрождались города и расцветала новая культура, гроза собиралась против нее на Востоке, где вдруг, почти мгновенно, как по мановению жозла чародея, поднялась новая колоссальная держава, перед которой "склонились все царства земные", как говорили современники. Возникла она на территории Ирана.

Там издревле жили два родственных племени - персы и мидяне. Мидяне стояли на. более высокой ступени развитии, они первые создали государство и покорили персов. Но в середине VI в. до н.э. персы восстали. Они сокрушили Мидию и подчинили ее себе. Во главе восстания стал Кир, прозванный впоследствии Великим. Он стал первым царем Персии (550 - 530 гг. до н.э.). Личность его была окружена Ореолом легенд: одни говорили, что он сын простого пастуха, другие - что он знатный принц, едва не погубленный и врагами, которого спасла и выкормила собака, священное в Иране животное.

Покорив Мидию, Кир стремительно стал подчинять весь остальной Восток. Прежде всего он двинулся против Мидии, богатой и славной державы Малой Азии. Царь ее, Крез, внушал всем соседям ужас своим могуществом, ослеплял своим богатством {До сих пор существует выражение: "богат, как Крез"}, покорял все сердца великодушием. Все жители Малой Азии убеждены были в его победе. Но Крез был разбит, и, к изумлению всех, войска Кира Иступили в столицу Лидии. Затем Кир покорил богатые, цветущие греческие города Малой Азии и двинулся на Вавилон. Вавилон, колоссальный город с тысчелетней историей, еще недавно был властелином Востока. Город был сказочно богат, а стены его казались чудом света: 3 боевых колесницы могли проехать по ним, не столкнувшись. Но и Вавилон пал перед Киром с необыкновенной быстротой. Арабы, финикийцы, сирийцы, прежде подвластные Вавилону, добровольно подчинились Киру.

Кир стал владыкой огромной империи. Весь мир увидел в этом персе посланника небес. В вавилонском тексте читаем, что сам верховный бог Вавилона Мардук спустился с неба и объявил Кира - врага Вавилона! - царем вселенной. "Его войска, неисчислимые, как волны Евфрата, и мечи его воинов были простым украшением. потому что сам Мардук вел их вперед и никто не смел ему противиться". Иудеи назвали Кира посланником и орудием бога Яхве. В Библии сказано: "Он пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою" (Исаия).

Таким образом, перед Киром склонились все народы Востока. Погиб царь в войне с массагетами, кочевниками, жившими за Каспийским морем.

Камбиса, сын Кира, наследовавший престол, довершил дело отца. В 525 г. до н.э. он покорил последнюю великую страну Востока - Египет. Дарий, третий царь Персии(521 - 486 гг.) присоединил еще среднеазиатские бактрийские земли и северные области Индии. Весь Восток объединился под единой властью. Как же управлялась эта исполинская империя?

Она разделена была при Дариии на 23 сатрапии, покоренные области, во главе которых стояли сатрапы, персидские чиновники, которые собирали дань и управляли страной, как маленькие царьки. Всю империю перерезали ровные и широкие дороги, на которых установлены были почтовые пункты. Таким образом, центр был связан с периферией. Во главе всей персидской державы стоял царь, который считался богом на земле. Подданные при виде его повергались ниц. Поэт Эсхил, современник Дария, вкладывает в уста персидских вельмож следующие слова:

"Среди знатных и верных избрал нас сам царь;

Самодержец и бог, бога Дария сын".

Увидав вдовствующую царицу, мать царя, они привествуют ее так:

"Здравствуй, старая царица! Здравствуй, Дария жена!

С богом ложе ты делила, персам бога родила!"

("Персы").

А вот яркий случай, показывающий отношение персов к царю.

"Камбиса влюбился в одну из своих сестер и пожелал жениться на ней. Так как желание его было противно обычаям, он созвал царских судей и спросил их: нет ли закона, дозволяющего вступить в брак с сестрою... На вопрос (Камбисы судьи дали ответ и справедливый и безопасный, а именно: закона, который дозволял бы брату жениться на сестре, они не нашли. Зато нашли другой закон, дозволяющий царю персов делать все, чтобы он ни пожелал... После этого Камбиса женился на любимой сестре, а спустя некоторое время взял себе в жены и другую сестру" (Геродот).

А вот другой рассказ. "У Камбисы в большом почете был Прексаспес, между прочим служивший при царе докладчиком, а сын его был виночерпием при Камбисе, что тоже немалая честь. Прескаспесу этому царь однажды сказал: "Каким человеком, Прексаспес, считают меня персы и какие речи ведут они обо мне?"{Рассказывать царю о настроениях персов входило в обязанности Прексаспеса, который был докладчиком.} "Вообще, царь, - отвечал Прексаспес, - тебя очень хвалят, говорят только, что слишком предан вину". Так Прескаспес сообщил царю о персах, а тот в гневе заметил на это: "Итак, персы говорят тепорь, что я предаюсь вину, что следовательно, безрассуден и глуп... А ты посмотри, говорят ли персы правду... Если я выстрелю в твоего сына, стоящего тут, в портике, и попаду ему в самую середину сердца, то значит, персы говорят вздор, а если промахнусь, то знай, что персы говорят правду, и что я не в здравом уме."{Умению стрелять из лука персы придавали особое значение. Геродот пишет: "Начиная с 5-летнего возраста и кончая 20-летним обучают они детей только трем предметам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости".} С этими словами царь натянул лук и выстрелил в юношу. Когда тот упал замертво, царь велел разрезать труп и осмотреть рану. Стрела оказалась в сердце. Согда Камбиса радостно и со смехом сказал отцу юноши: "'Теперь тебе ясно, Прексаспес, что я не безумен, а что безрассудны персы"... Прексаспес отвечал: "Я полагаю, царь, что само божество не может стрелять столь метко" (Геродот).

Приведенные рассказы интересны вовсе не как занимательные анекдоты, характеризующие самодурство, взбалмошность и свирепость Камбисы, но как замечательные свидетельства отношения персов к своему царю, о поступках которого они неизменно говорили: "Все хорошо, что царь ни делает".

Царь Дарий владел уже всей Азией. Ему оставалось идти только в одном направлении, на Грецию. И он решил, по выражению Эсхила, "набросить на Элладу ярмо". Однако после завоевания таких стран, как Лидия. Египет и Вавилон, поход на Грецию, маленькую страну, состоящую из отдельных, враждующих друг с другом городов, казался Дарию задачей слишком легкой, недостойной столь великого царя. Поэтому он послал вестников во все города Эллады с требованием "земли и воды". На языке тогдашней дипломатии это означало полное подчинение: царь признавался владыкой всей земли и воды в стране.

Все греческие города, устрашенные мощью персов, дали ему землю и воду. Отказали только два города - Афины и Спарта, причем оскорбленные таким унизительным требованием афиняне бросили послов в яму, а спартанцы - в колодец, предлагая самим взять земли и воды сколько нужно. Предание говорит, что за этот нечестивый поступок греки были жестоко наказаны, особенно спартанцы. На, них обрушился гнев богов, от которого они могли избавиться только если кто-то из граждан добровольно пожертвует собой за Спарту, отправится к персидскому царю и отдастся на полное его усмотрение. Нашлось двое смельчаков и их отослали к царю на смерть.

"Удивления достойны и отвага этих людей и нижеследующие слова их. По прибытии в Сузы они явились к Гидарнесу. Гидарнес, родом перс, был правителем прибрежных народов в Малой Азии. Он принял их радушно и во время угощения спросил: "Почему, лакедемоняне, вы отвергаете дружбу царя. Взгляните на меня и на мое положение и судите, как царь умеет ценить людей достойных. Итак, если вы отдадитесь царю, то с его соизволения каждым из вас может стать владыкой (т.е. сатрапом - Т.Б.) эллинской земли, потому что царь считает вас доблестными людьми". На это спартанцы отвечали: "Обращенный к нам совет твой, Гидарнес, односторонен. Ты советуешь нам то, что испытал сам, но не то, чего не испытал. Рабское состояние тебе известно, но свободы ты не вкушал и не знаешь, приятна ли она, или нет. Ибо если бы ты испытал ее, то советовал бы нам сражаться за нее не копьями только, но секирами". (Геродот).

Эпизод этот можно поставить эпиграфом по всем Греко-Персидским войнам. Впервые цари персов столкнулись с народом свободным. Эсхил и Геродот, современники событий, передают, что персов очень поражал государственный строй Эллады. У Эсхила царица персов расспрашивает персидских вельмож о Греции, а под конец задает им вопрос:

"Кто ж погонщик властный войска, самодержец кто у них?"

И слышит ответ:
"Не рабы они у смертных, не подвластны никому".

Этот ответ изумляет царицу, и она выражает уверенность, что без царя греки не смогут сражаться. Так же рассуждали и владыки персов. Кто же был прав, эллины ли, считавшие, что они будут отстаивать свою свободу копьями и секирами, или персы, полагавшие, что без самодержца войско греков рассеится? Дальнейшие события покажут.

Дарий хотел подчинить всю Грецию, но первый удар направил на Афины. Дело в том, что Спарта жила обособленно, и была хуже известна за пределами Эллады. Афины Пыли морской державой, вмешивались в дела Азии и в 500 Г. до н.э. даже осмелились оказать помощь своим соотечественникам, малоазийским грекам, поднявшим неудачное восстание против персов. Поэтому Дарий объявил, что идет войной против одник Афин. Сам он не возглавил поход на этот маленький город, но послал в Грецию двух своих полководцев. Это было в 490 г. до н.э.

Афиняне пришли в ужас, узнав, что на них движутся персы. Древние историки говорят, что один вид людей, одетых в персидскую одежду, обращал в бегство целые армии, Первым побуждением было всем сесть на корабли и, уехать. Но они решили остаться. Немедленно послали они вестника-скорохода в Спарту, который должен был умолять спартанцев забыть все прежние раздоры, помочь Афинам и спасти их от разрушения. Спартанцы прямо не отказали, но объявили, что у них праздник и только по окончании его, они придут на подмогу афинянам. Увы! Персы не ждали, и пришлось афинянам встретиться с ними один на один.

Сошлись враги на Марафоне, заболоченной равнине на берегу моря. Афинян было всего десять тысяч. Уже близ Марафона присоединились к ним все, как один, мужчины маленького городка Платеи. Их было около тысячи человек. Командовал эллинами Мильтиад.

Он выстроил афинян так, что главные силы сосредоточены были на флангах. "Выстроившись таким образом, афиняне по данному сигналу двинулись с места и беглым маршем устремились на варваров... {В слове "варвар" в то время не было еще ничего оскорбительного. Термин варвар обозначал иноземца.} При виде бегущего на них врага персы готовились отразить его, полагая, что афиняне обезумели и идут на верную гибель, если устремляются на них беглым маршем в небольшом числе, без конницы к без стрелков из лука. Так решили о них варвары. Между тем афиняне всем своим войскам ударили на варваров и сражались отважно... До того времени одно имя мидян {Греки часто называли персов мидянами, так как персы заимствовали мидийскую одежду.} наводило ужас на эллинов" (Геродот).

Сражение было долгим и упорным. Наконец, афиняне победили. Персы бежали к кораблям.

Для персов это была небольшая неудача. Но для афинян значение надежды было огромно. Рассказывают, что юный вестник, посланный возвестить городу о великой победе, несся с такой скоростью, что, когда добежал, только смог вымолвить: "Радуйтесь, афиняне, мы победили!" и упал мертвый. В память об этом человеке установили марафонский бег.

Эсхил был величайшим поэтом Греции. До сих пор нет ничего равного его трагедиям. Однако в своей автоэпитрафии он не пишет о бесчисленных победах, которые он одержал над другими поэтами, о своем вдохновлении. Он говорит о себе только:

"Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его".

Он был участником Марафонской битвы: это превосходило все, стоило ли после этого говорить еще о своих поэтических заслугах.

Так кончилось первое столкновение греков и персов. Но его даже нельзя было назвать войной. Война была впереди.