Лекция 1

Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана

Первый письменный памятник греческой истории - это поэмы Гомера. Из них мы узнаем о первых государствах, возникших на территории древней Эллады. Вот почему уже античные авторы начинали греческую историю с событий, описанных Гомером. Последуем их примеру. Гомер рассказывает, что Грецию того времени населяли племена ахейцев. Страна не была единой, в каждом городе был свой царь, ни кому не подчинявшийся. Но все эти владыки объединились для похода против Трои. Поход возглавил Агамемнон, сын Атрея, царь Микен, самого сильного и богатого города ахейцев. Троя, или Илион, была могучим и великим городом, стоявшем в Малой Азии на берегу Геллеспонта. Троя подчинила себе всю страну: ликийцы, дарданцы и другие малоазийские народы были ее союзниками и подданными. Управлял Троей престарелый царь Приам. Десять лет ахейцы осаждали Трою. На 10-й год они взяли город хитростью, сожгли его и разрушили.

Троянская война и является темой Гомеровских поэм. Известны два произведения, приписываемых Гомеру: "Илиада", поэма, повествующая о последнем годе Троянской войны, и "Одиссея", рассказывающая о возвращении одного из ахейских вождей, царя Итаки Одиссея.

Прежде всего, мы должны задать вопрос, что мы знаем об авторе этих поэм?

Традиция говорит, что Гомер жил в IX в. до н.э. и был аэдом, т.е. бродячим певцом, который сочинял песни и сам распевал их на пирах у царей и вельмож. Рассказывают, что он был слепым. Однако последнее утверждение вызывает сильные возражения ученых. Для каждого, кто прочтет хотя бы несколько стихов Гомера, ясно, что писал их не слепой человек.

Легенда о слепоте поэта возникла по двум причинам.

Во-первых, древние часто пытались восстановить биографию поэта на основании его произведений. В "Одиссее" выведен слепой аэд Демодок, который поет песни о Троянской войне на пиру у царя феаков. Античные авторы решили, что это автопортрет.

Во-вторых, многие легенды рисуют великих пророков и провидцев слепыми, так как глаза их закрыты для нашего мира и открыты только для мира богов. Поэтому и величайший поэт Гомер слеп.

Это фактически все, что мы знаем. Нам неизвестно, где родился поэт: семь городов спорили за честь называться родиной Гомера. Ничего не знаем мы и о его жизни.

"Илиада" и "Одиссея" возникли в бесписьменную эпоху. Алфавит в Греции возник намного позже. К VI в. до н.э. по Греции ходило много списков поэм Гомера. Афинский правитель Писистрат {О нем см. лекцию 4.} (560 - 527 гг. до н.э.) созвал комиссию ученых, которые привели их в порядок и создали единый текст, устранив позднейшие наслоения. В IV в. до н.э. новую работу над текстом провелАристотель. По заказу своего знаменитого ученика Александра Македонского он создал "академическое издание" поэм. Александр, обожавший Гомера, всюду возил с собой в драгоценной шкатулке это издание. Поэтому оно получило название "список из шкатулки". Этот список лег в основу всех античных изданий.

Современные ученые не могли надеяться, что в их руки попадет когда-нибудь античный список поэм. Ведь древние книги давно истлели. Но жизнь преподнесла им сюрприз. В XX в. начинались раскопки в Египте, где после походов Александра Македонского возникли греческие города. Почва Египта, сухой песок, имеет, как известно, свойство сохранять органические материалы. И вот стали находить отрывки из античных рукописей. Так из праха были восстановлены пьесы Менандра и некоторые другие произведений. Но любопытно, что списки Гомера находили чуть ли не ежедневно. И это не удивительно. Ведь Гомер был любимым писателем греков. Он считался не просто хорошим поэтом, но величайшим философом и мудрецом, способным дать ответ на любой вопрос и разрешить любую трудность. Поэтому по его поэмам учились дети, они были настольной книгой для взрослых, ими увлекалась молодежь, их читали старики.

Но Гомер не только поэт и писатель, не только философ и психолог, тонко понимавший человеческую природу. Он - историк, повествующий о прошлом Греции. В то же время в его рассказах много сказочных, фантастических событий. Поэтому уже античные писатели задались вопросом, как относиться к поэмам Гомера и насколько ему можно верить. К IV в. до н.э. сложилось две школы: первая считала, что рассказы Гомера - просто сказки, вторая же полагала, что в основе поэм лежат подлинные события как бы "одетые тканью красивого вымысла". Большинство древних ученых придерживалось именно этой концепции.

Напротив, европейская наука отнеслась к Гомеру очень критически. К началу XIX в. его поэмы были признаны сплошным вымыслом. Новую эпоху в гомероведении открыл Генрих Шлиман.

Шлиман родился в 1822 г. в провинциальном немецком городке в семье пастора. С детства он страстно увлекся Гомером и мечтал раскопать Трою. Но Шлиману не удалось даже закончить школу: семья разорилась и мальчик пошел работать в мелкую лавчонку. Дальнейшая жизнь Шлимана напоминает волшебную сказку. Скопив немного денег, он нанимается юнгой на корабль, терпит кораблекрушение у берегов Голландии, без копейки денег в кармане путешествует по стране, прося милостыню. В Амстердаме он снова нанимается в лавку, терпит нужду и лишение, выдвигается, становится главой фирмы, а к 46 годам он миллионер. И тут Шлиман оставляет промышленность и объявляет, что теперь примется за осуществление цели своей жизни - раскопок Трои.

Он приступил к раскопкам один, так как никто из профессиональных археологов не относился к этой затее серьезно. Шлимана сопровождала его жена, гречанка София, верный друг и помощник во всех начинаниях. Шлиман высадился в Малой Азии и обследовал место с томиком Гомера в руках. Он верил фанатически каждому его слову, как правоверный мусульманин Корану. Шлиман отверг ряд мест, где могла бы находиться Троя, не слушался ничьих советов и, консультируясь только с Гомером, остановил свой выбор на холме Гиссарлык. "С его склонов, - пишет Шлиман, - я увидал ту Троянскую равнину, которая столько раз рисовалась мне в сновидениях".

Раскопки 1871 - 1873 гг. превзошли все ожидания. Шлиман обнаружил, что холм представлял собой 9 городов - 9 Трой, построенных одна над другой. После некоторых колебаний Шлиман решил, что Гомер описывает Трою-2. Это был огромный город со следами гигантских валов. Он в точности соответствовал рассказам Гомера.

Но самое удивительное открытие Шлиман сделал накануне отъезда (1871 г.). В стене дворца он нашел остатки шкатулки, которая оказалась полна совершенно необыкновенных сокровищ. Шлиман предположил, что царь Приам, увидев пожар родного города, успел спрятать все свои драгоценности в тайник в стене, надеясь, что кто-нибудь из его сыновей останется в живых и сумеет воспользоваться кладом {Сейчас большинство ученых считают, что гомеровской является не Троя-2, а Троя-7. Но по сю пору ведутся споры.}.

Раскопки Трои потрясли весь мир. Люди восхищались, профессиональные археологи возмущались и даже обвиняли Шлимана в подделке. А тот между тем перенес раскопки на территорию Греции. Он мечтал раскопать какой-либо из роскошных дворцов, описанных Гомером. Археологи возражали, что он верит сказкам. Греция всегда была нищей: там не было ни золота, ни дворцов, ни богатства.

Выбор Шлимана пал на Микены, город Агамемнона, главы похода ахейцев. Гомер называет город "златообильным", полным сказочного великолепия. Однако с ним было связано зловещее предание. Все члены царской фамилии были запятнаны чудовищными преступлениями. Последний царь Агамемнон, отправившись под- Трою, оставил управление государством своей жене Клитемнестре. Однако она не была ему верна. Когда он вернулся домой из-под Трои, в блеске побед, она приняла его необыкновенно торжественного, устроила в его честь пир и на пиру убила мужа и четверых его спутников. Подавив возмущение народа, царица захватила власть вместе со своим любовником Эгисфом.

Этот миф современные Шлиману ученые, конечно, считали сказкой, а он сам свято ему верил. Не нужно было искать сами Микены. Столица Агамемнона, превратившаяся в крохотную деревушку, сохранилась до нашего времени. Вопрос был в том, где находится царский дворец и гробницы. Приехавшие для консультации археологи указали предполагаемое место. Но Шлиман решительно отверг его так как, согласно древним поэтам, дворец и гробницы были совсем рядом, внутри городской стены.

Его ожидала поразительная удача. В 1876 г. он откопал царские захоронения. Там покоились 5 трупов, именно столько, сколько указывал миф. Тела были буквально усыпаны золотом. Такого богатства не видал еще никто. Все музеи мира, вместе взятые, не обладали и 1/5 частью сокровищ, найденных в Микенах. В то же время тела были захоронены наспех, небрежно. Все указывало на страшную поспешность хоронивших. Шлиман полагал, что Клитемнестра устроила мужу роскошное погребение в угоду общественному мнению, а, может быть, из суеверного страха, боясь оскорбить дух умершего. Но убийцы очень торопились с погребением, хоронили, возможно, ночью, чтобы не вызвать ненависти народа.

В могилах найдены были золотые маски, носившие черты портретного сходства с умершими. Особенно выделялась выполненная с необыкновенным искусством маска человека с красивым лицом, хранившем следы глубокого страдания и скорби. Эту маску Шлиман назвал Агамемновой и считал портретом столь страшно погибшего Микенского царя {Современные ученые считают, что Шлиман открыл царские погребения предков Агамемнона.}

Третьим Шлиман откопал город Тиринф (1884 - 1885 гг.). По преданию, его строили великаны-циклопы. Здесь Шлиман нашел огромный дворец, сложенный из исполинских глыб, которые, казалось, действительно могли поднять только циклопы. Ширина стен достигала 11 м. Внутреннее расположение комнат в точности соответствовало описаниям Гомера. Все говорило о необыкновенной роскоши, стены внутри были украшены фресками, остатки которых удалось найти Шлиману.

Наконец, он откапывает город Орхомен (1880 г.), где находит новые сокровища. Среди вещей, найденных Шлиманом, были изделия, точно соответствующие описаниям Гомера. Например, он отыскал золотой двуручный кубок, точное подобие кубка царя Нестора, воспетого в "Илиаде". Форма мечей, рисунок ножен, орнаменты - все было именно таким, как говорит Гомер. Это восхищало Шлимана более всего.

После раскопок Микен голоса скептиков умолкли. Шлиман стал знаменитейшим человеком в мире. В конце жизни он жил в Афинах, в великолепном доме, сделанном в виде гомеровских дворцов. Все обитатели носили имена древнегреческих героев и даже гостям приходилось временно сменять свои обыденные имена на звучные - Одиссей, Навсикая или Алкиной. Похоронен Генрих Шлиман в Афинах. Надгробие его напоминает античный храм. Барельефы его фриза изображают сцены из "Илиады" и "Одиссеи". Среди героев стоит человек в современном костюме с толстой книгой в руках. Рядом с ним высокая красивая женщина. Это Генрих Шлиман с женой и с неразлучным томиком Гомера.

Шлиман открыл не просто отдельные города или захоронения. Он обнаружил новую удивительную цивилизацию, охватывающую материковую Грецию, острова и побережье Малой Азии {Поэтому совершенно неважно, откопал ли Шлиман самого

Агамемнона или его прадедушку, Трою Приама или его родителей.}. Цивилизация эта была поистине блестящей. Ахейцы строили колоссальные города из огромных глыб, они воздвигали дворцы с чудесными фресками, их ювелиры рисовали целые чудесные картины на мечах и кубках. В их дворцах и гробницах обнаружены были такие сказочные богатства, каких никогда потом не знала Греция. Такую-то великолепную культуру извлек из-под земли Шлиман! Уже после его смерти она получила название Крито-Микенской. Имя это было связано с раскопками Крита, о которых будет рассказано в следующей лекции.