Список лекций
Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана
Раскопки Крита
Крито-Микенская культура и ее гибель
Афины в эпоху Архаики (VIII - VI вв.). Становление демократии. Реформа Солона
Греко-Персидские войны (ч. 1): возвышение Персии, битва при Марафоне
Греко-Персидские войны (ч. 2): поход Ксеркса против Эллады , (480 - 479 гг. до н.э.)
Государственный строй Афин и Спарты
Пелопоннесская война (ч. 1): Архидамова война (431-421 гг. до н.э.)
Пелопоннесская война (окончание): Сицилийская экспедиция и Декелейская война - (421 - 404 гг. до н.э.)
Гегемония Спарты и ее конец. Возвышение Фив (404 - 361 гг. до н.э.)
Подчинение Греции Македонией
Походы Александра Македонского (ч.1) (336 - 330 г. до н.э.)
Походы Александра (ч. 2) (330 - 323 гг. до н.э.)
Общий очерк истории эллинизма
Греческая культура (Афины V в. до н.э.)
От автора
Курс лекций "Античная история" выйдет в двух частях: "Лекции по истории Древней Греции" и "Лекции по истории Древнего Рима". Курс предназначен для учащихся физико-математической школы, но может быть использован и более широко.
Я ставила перед собой следующие цели.
Во-первых, общеобразовательную. Дело в том, что античность занимает особое место в истории человечества. Образы ее вошли в нашу плоть и кровь. Причина этого в том, что культура наша возникла в эпоху Ренессанса, который являлся возрождением Античности. Вот почему греческая и римская мифология и история пронизывают произведения классической литературы, живописи, музыки. Шекспир, Пушкин, Байрон, Тютчев, Рафаэль, Боттичелли, Перселл, Глюк подчас с трудом понятны человеку, не знакомому с наследием эллинизма. Поэтому знать античную историю необходимо каждому культурному человеку.
Во-вторых, я ставила перед собой воспитательную задачу. В классических гимназиях и лицеях поколения детей воспитывались именно на античной истории. Почему? Потому что в Греции и Риме была создана демократия для граждан, причем такая, при которой все принимали участие в управлений государством. В силу этого греки и особенно римляне воспитывались в беззаветной преданности родине, они готовы были все отдать ради общего блага. Отсюда так называемые "античные доблести", непревзойденные примеры героических поступков греков и римлян, которые, как солнце, светили европейскому человечеству.
Третья моя цель была исследование государственного строя древних обществ. Античные народы впервые в истории человечества, 2,5 тысячи лет назад построили демократическое общество - строй, послуживший образцом для всех европейских и американской демократий. Сейчас, когда у нас строится правовое общество, структура античных демократий вызывает особый интерес. Кроме того, это самые удобные модели, изучая которые можно понять глубинные законы развития демократии.
Все вышесказанное определило структуру курса и метод отбора материала.