ОКЕАН И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Геоэкологические проблемы Мирового океана.Современное общество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана, как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, средство для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планеты. Но в тоже время человечество истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым днем влияние антропогенной деятельности на Мировой океан, во многих случаях превосходящее естественные процессы, становится все более заметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса.

Под загрязнением моря, в международной практике и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, понимается введение человеком непосредственно или косвенно вещества или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к вредным последствиям в виде нанесения ущерба живым ресурсам, опасности для здоровья человека, создания помех морской деятельности включая рыболовство и т. д.

Источников и каналов загрязнения океана очень много. По месту возникновения они подразделяются на наземные, атмосферные и морские; по временному признаку – на постоянные (выпаривание и вымывание загрязняющих веществ из атмосферы, сброс с суши, эксплуатационные сливы судов и т. д.) и случайные (аварии кораблей, катастрофы при добыче полезных ископаемых, в результате военных действий и т. д.), по источнику поступления – на точечные (от коллекторов сточных вод, морских судов, нефтяных платформ и т. д.) и сливные (с сельскохозяйственных угодий, урбанизированных территорий). В зависимости от площади распространения различают локальные загрязнения (радиус до 10 км); субрегиональные (до 100 км); региональные (до 1000 км) и глобальные, охватывающие весь Мировой океан.

Устойчивость геосистемы Мирового океана основана на постоянстве среды. Это состояние учитывает поступление в океан вредных веществ (поллютантов), но в концентрациях, не вызывающих неблагоприятные последствия. Воздействие загрязнителей на биоту океана зависит от степени опасности, стойкости, агрегатного состояния, масштаба, продолжительности воздействия загрязнения и вида организма. Следует учитывать не только непосредственные последствия загрязнения, которые выражаются в гибели животных и растений или ухудшении их качеств, но и отдаленные результаты их воздействия, ведущие к изменениям на генетическом уровне. Загрязнение вод может вызвать нежелательные изменения в составе и соотношении видов, привести к бурному развитию вредных организмов. Поля загрязнения берут начало, как правило, у берегов, затем распространяются на открытую часть океана, захватывая обширные акватории. Наибольшая концентрация загрязняющих веществ отмечается в прибрежных водах и в относительно малоподвижных районах океана.

Одним из основных загрязнителей Мирового океана являются нефтяные углеводороды – нефть и нефтепродукты. Наиболее загрязнены нефтью районы интенсивного судоходства и морских нефтепромыслов.

Разлитая по поверхности океана нефть нарушает процесс тепло-, водо- и газообмена на границе океана и атмосферы. Являясь токсичным веществом, нефть отрицательно воздействует на все виды морских организмов. По данным ФАО, вредное воздействие нефтяного загрязнения на биологические ресурсы проявляется: в прямом уничтожении биоты океана из-за обволакивания их нефтью; отравлении морских организмов вследствие контактов с большими дозами или длительного воздействия небольших концентраций растворенных либо рассеянных в воде токсичных компонентов нефти; снижении их жизнедеятельности; уничтожении развивающихся, еще не окрепших обитателей океанов; введении канцерогенных веществ в морские пищевые цепи; уничтожении продуктов питания морской фауны и т. д.

Фитопланктон погибает при концентрации нефти более 1 мг/л воды. Развивающаяся икра рыб погибает при концентрации 0,1–0,001 мг/л. Личинки многих рыб обязательно должны раз в жизни получить атмосферный кислород, для заполнения плавательного пузыря. Нефтяная пленка не дает этого сделать, и личинки погибают. В микрослое вод (до 1 мм) Мирового океана содержится 1,5 – 2 млн. тонн нефти. Еще около 700 тыс. тонн нефти находится в океане в виде нефтяных агрегатов от 1 до 40 мм. Один килограмм нефти образует на поверхности океана пленку в один гектар и губит более 100 млн. личинок рыб. Достаточно 25 млн. тонн нефти, чтобы покрыть всю поверхность Мирового океана пленкой в 0,1 микрон и погубить его.

Больше всего нефти в океан поставляет суша посредством атмосферных осадков, речного и ливневого стока. Около трети нефти попадает в океан при морских перевозках, из нее более половины приходится на эксплуатационные сливы судов (0,4 % от перевозимого объема). Кроме того, источниками загрязнения нефтяными углеводородами являются аварии танкеров, морские нефтяные промыслы (1-2 %) и естественное просачивание нефти из морского дна (10 %). Всего в океан ежегодно поступает около 5-6 млн. тонн нефти. Океан не способен нейтрализовать всю нефть, поступающую вследствие антропогенной деятельности. Только около одной четверти ее окисляется бактерионейстоном океана. Существуют механические, физико-химические, химические и биологические методы борьбы с нефтяным загрязнением.

Следующий загрязнитель океана – химические вещества, производимые человеком. Это кислоты, щелочи, продукты коксохимии, растворители, спирты, пестициды, гербициды, детергенты, и т. д. Они оказываются в океане в результате аварий морских химовозов и поступлений с суши. В настоящее время в Мировой океан ежегодно сбрасывают около 30000 различных химических соединений, объемом до 1,2 млрд. тонн. Особенно большой вред наносят хлорорганические соединения, в том числе ДДТ и его метаболиты. Большинство из них токсичны, могут аккумулироваться морскими организмами и вызывать у них сложные негативные изменения на субклеточном уровне. Повышение содержания в воде органических соединений – нитратов и фосфатов – ведет к бурному развитию бактерий, синезеленых и диатомовых водорослей и тем самым вторичному загрязнению моря продуктами их метаболизма и распада.

Глобальный характер носит загрязнение океана тяжелыми металлами, прежде всего ртутью, свинцом, кадмием. Они попадают в океан главным образом через атмосферу и с речным стоком. От одной трети до половины промышленного производства ртути (3-5 тыс. тонн) и около 2 млн. тонн свинца ежегодно попадает в океан.

Ртуть и свинец очень токсичны. Они замедляют обмен веществ, вызывают нервные расстройства и гибель животных. Кадмий способствует деструктивным изменениям в печени и почках, подавляет иммунные функции организма. Вредно действуют на биоту океана и другие тяжелые металлы. В отличие от нефтепродуктов они не разрушаются в природной среде, а только меняют свои физико-химические свойства и часто накапливаются в морских организмах. Ртуть усваивается планктоном, а затем сохраняется и накапливается во всей пищевой цепи, кадмий – устрицами и крабами, цинк – устрицами. Концентрация мышьяка в крабах и лангустах достигает такого уровня, что может явиться причиной смерти человека. В тканях некоторых видов промысловых рыб концентрация металлов может в 100-1000 раз превышать их содержание в окружающей морской среде.

return false">ссылка скрыта

Значительную опасность представляет загрязнение океана отходами атомной и военной промышленности. Оно связано с захоронением радиоактивных отходов, авариями судов с атомными реакторами и сбросом теплой воды, используемой для охлаждения реакторов АЭС.

Быстро растет загрязнение океана твердым мусором. Ежегодно в океан только с судов сбрасывается около 7 млн. металлических, 430 тыс. стеклянных, 640 тыс. бумажных и пластмассовых предметов. Эти отходы, как правило, не разрушаются и накапливаются в океане.

Современное загрязнения Мирового океана характеризуется его распространением на открытые районы океана, переносом загрязняющих веществ в более глубокие слои воды и их накоплением в морских организмах. Локальные загрязнения и их экологические последствия все чаще приобретают глобальный характер.

Общие последствия загрязнения проявляются в накоплении химических, токсических веществ в биоте, микробиологическом загрязнении прибрежных районов, снижении биологической продуктивности, прогрессирующей эвтрофикации, возникновении мутагенеза и канцерогенеза, нарушении устойчивости экосистем. Кроме того, загрязнение океана сказывается на хозяйственной деятельности человека и его здоровье. Токсические вещества через трофические цепи вызывают у людей ряд специфических заболеваний.

Под экономическим ущербом, вызванным загрязнением морской среды, понимаются фактические и возможные потери в производственной и непроизводственной сфере, выраженные в стоимостной форме. Потери в результате снижения оздоровительной, спортивной, эстетической ценности водоемов плохо поддаются подсчетам. Обычно представляется возможным определить локальный ущерб, нанесенный отдельным видам морского хозяйства в пределах небольших акваторий, обусловленный залповым выбросом загрязнителей. Например, экономический ущерб от загрязнения нефтью, включает прямые потери от загрязнения, затраты на его ликвидацию и стоимость недополученного продукта (рыбы, услуг рекреантам и т. д.).

Долгое время океан полностью перерабатывал поступающие в него вредные вещества, но сейчас загрязнение достигло такого масштаба, что природных процессов самоочищения недостаточно. Кроме загрязнения отрицательное влияние на морскую среду оказывает добыча полезных ископаемых, нерациональное использование биологических и других природных ресурсов океана, строительная, военная и другая деятельность человека.

Природные геосистемы океана испытывают постоянно возрастающее антропогенное давление. Для их оптимального функционирования, динамики и прогрессивного развития необходимы специальные мероприятия по охране морской среды. Они должны включать ограничение и полное запрещение загрязнения Мирового океана; регулирование использования его природных ресурсов, создание охраняемых акваторий, геоэкологический мониторинг и т. д.

Правовые проблемы использования природных ресурсов Мирового океана.В древности океаны считались достоянием всего человечества. В средневековье, используя преимущества в развитии мореплавания, особенно военного флота, ряд государств стал претендовать на исключительное право владения отдельными морями и частями океанов. Венеция считала “своим” Адриатическое море, Турция – Черное, Англия – Северное и т. д. Государства, которые заявляли о правах на определенные акватории, придерживались своих законов.

Необходим был закон о свободном море. Впервые принцип свободного моря был сформулирован в 1906 году голландским юристом Хуго Грогиусом. В международном праве этот принцип действует и по сей день. Он предусматривает свободу плавания и рыболовства в любых районах океана. Приморские страны, в целях безопасности собственных берегов, создавали морской охранный пояс различной ширины.

С развитием морского хозяйства стала обостряться борьба за первенство в овладении ресурсами Мирового океана. Возможным источником сырья стало дно океанов, и прежде всего шельф – наиболее продуктивная зона океанов, богатая минеральным и биологическим сырьем. Появившиеся знания, возможности и стремления к использованию этого сырья, особенно нефти и газа, привели к значительным изменениям в международно-правовом режиме Мирового океана. Появились понятия: территориальные воды, экономическая зона, рыболовная зона, прибрежные воды и др.

Территориальные воды рассматриваются как часть акватории морей и океанов, омывающие берега данного государства. Они являются продолжением его территории с распространением на них правовых норм этой страны. Ширина территориальных вод долгое время ограничивалась 3 морскими милями. В начале ХV??? века Великобритания, а затем и США установили 12-мильную зону. В 24 государствах (Франция, Япония, Австралия и др.) принята трехмильная зона. Норвегия, Финляндия и Швеция имеют 4-мильную ширину территориальных вод. Испания, Италия, Греция, Шри-Ланка и др. – 6-мильную зону. У 34 стран принята 12-мильная ширина. В последнее время 70 стран значительно расширили территориальные воды: Камерун и Танзания – до 50 миль, Габон – до 100 миль, Самоли – до 200 миль и т. д.

В территориальных водах государство имеет право: на юрисдикцию над любыми иностранными судами, осуществление административных и полицейских функций, таможенный надзор, использование природных ресурсов. Торговые суда имеют право прохода через территориальные воды другого государства. Важным в морском праве является вопрос о проливах. Они, как правило, контролируются одним-двумя государствами, но считаются международными и в них действует принцип свободного моря.

Кроме территориальных вод существуют прилежащие зоны. Это акватории открытого моря или океана, в пределах, которых государство имеет право осуществлять власть и контроль в определенных целях. В настоящее время существуют: таможенные зоны у 40 государств; зоны (3 мили) уголовной и гражданской юрисдикции; санитарные зоны (от 3 до 18 миль), для предотвращения распространения эпидемий; рыболовные зоны у 40 стран; экономические зоны у 59 стран; зоны консервации, для ограничения лова и воспроизводства биологических ресурсов. Существует также иммиграционная зона, устанавливаемая в период военных действий.

Вопросы о ширине территориальных вод, праве использования шельфа и дна океана являются одними и наиболее спорных в международном праве. В настоящее время в 114 прибрежных станах приняты законы о 200-мильных зонах, в том числе 59 – об исключительных экономических зонах, 40 – о исключительных рыболовных, 15 – о территориальных вод.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Границы континентальных шельфов островов устанавливаются, как и у побережий континентальной части государства. Скалы, не пригодные для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют континентального шельфа. На акватории шельфа действуют юридические положения принятые для экономической зоны.

Исключительной экономической зоной признаны пространства, шириной не более 200 морских миль, прилегающие к территориальным водам. Экономическая зона не находится под юрисдикцией прибрежного государства. В экономической зоне прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов. Прибрежное государство осуществляет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, океанологических исследований, защиты и сохранения морской среды. Все другие государства пользуются в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Иностранные юридические и физические лица могут производить разведку, промысел, исследование, биологических ресурсов на основе договоренности с прибрежным государством.

Глубоководные ресурсы морского дна за пределами шельфа и экономической зоны рассматриваются как “общее наследие человечества”. Промышленная и коммерческая деятельность по разработке и реализации природных ресурсов в этой части Мирового океана регулируется Международным органом по морскому дну. Эта организация выдает контракты на разведку и разработку природных ресурсов Международного района морского дна, устанавливает нормы и правила их проведения. В соответствии с Конвенцией по морскому праву, вся деятельность в океане должна способствовать рациональному использованию природных ресурсов, развитию мировой экономики и международному сотрудничеству.

Международное сотрудничество в области изучения и освоения природных ресурсов Мирового океана.Мировой океан – это среда, олицетворяющая глобальное единство нашей планеты. Решение многих проблем связанных с рациональным природопользованием в океанах не возможно без интенсивного международного сотрудничества. К ним прежде всего, относятся проблемы регулирования морского судоходства, рационального использования природных ресурсов, проведения фундаментальных научных исследований и мониторинга Мирового океана.

В настоящее время имеется около 60 международных организаций, деятельность которых полностью или частично связана с международным регулированием морского судоходства. Все они делятся на две группы – неправительственные и межправительственные.

Наиболее важной и авторитетной неправительственной организацией является Международный морской комитет (МКК), основанный в 1897 году. Его целью является развитие и унификация законов судоходства в морской практике. Членом МКК может быть любая организация или частное лицо, связанные с морским судоходством, однако не более одной (одного) от страны. МКК существует за счет членских взносов. За время своего существования МКК провел большую работу в области морского права, организовал 31 Международную морскую конференцию.

Первая международная межправительственная организация для координации деятельности в области морского судоходства была образована в 1958 году. Первое заседание Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) состоялось в январе 1959 года. В ИМКО входят 110 стран. Основными ее задачами являются обсуждение вопросов регулирования морского судоходства, обеспечение безопасности плавания, повышение технического уровня навигации, принятие действенных мер по ликвидации дискриминационных мер отдельных стран по отношению к международной торговле, содействие в обмене информацией между правительствами по всем аспектам морского судоходства. Высший орган ИМКО – ассамблея, состоящая из всех ее членов. Ассамблее подчинены два комитета, играющие важную роль в работе всей ИМКО – Комитет по безопасности судоходства (образован в 1978 г.) и Комитет по охране морской окружающей среды (1973 г.).

Важное значение имеет Международная организация по морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Эта организация работает с конца 70-х годов. Ее члена являются 35 государств, руководящие органы – ассамблея, совет и директорат. Деятельность ИНМАРСАТ связана с созданием и эксплуатацией современных технических систем связи. Она работает на принципе самоокупаемости.

Большую работу по унификации морских пособий и карт для судовождения проводит Морская гидрографическая организация (МГО) вместе с Международным гидрографическим бюро (МГБ), расположенным в Монако. МГБ является хранителем всех издаваемых странами – членами МГО навигационных карт и публикаций. Членами МГО являются 50 стран.

Первые международные рыболовные организации возникли в начале ХХ века. Сейчас успешно функционирует 60 межправительственных организаций, деятельность которых связана с координацией международного сотрудничества по вопросам промысла рыбы, морских млекопитающих, а также проведения рыбохозяйственных исследований. Среди них наиболее известными являются: Международная китобойная комиссия, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Индо-Тихоокеанский совет по рыболовству, Международная комиссия по рыболовству в Балтийском море, Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике и др.

Вопросами объединения усилий ученых разных стран в изучении Мирового океана также занимаются межправительственные и неправительственные организации. Наиболее значимой и продуктивно работающей среди межправительственных организаций является Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО. Она была организована на Х? Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1960 году. Ее цель – содействовать научным исследованиям и изучению ресурсов океана при помощи совместных усилий ее членов. Главным органом Океанографической комиссии является ассамблея, которая собирается раз в два года.

Деятельность Межправительственной океанографической комиссии развивается по трем основным направлениям:

1) проведение исследований различных районов Мирового океана и прилегающих морей при помощи совместных экспедиций стран – членов Комиссии: изучаются биологические процессы, динамика океана, геоэкологические проблемы и т. д.;

2) различного рода информационная деятельность: развитие объединенной глобальной системы океанических станций, мониторинг загрязнения Мирового океана, предупреждение цунами, а также содействие международному обмену данных об океанах;

3) содействие обучению кадров для исследования океана и использования его ресурсов, особенно в развивающихся странах.

Одной из старейших межправительственных организаций является Международный совет по исследованию морей (МСИМ). Он был организован в 1902 году. Цель совета – организация биологических исследований, в первую очередь в Северной Атлантике и прилегающих морях, для обеспечения эффективности рыболовства и развития научной базы для него. В настоящее время в него входит 18 стран.

В международных исследованиях Мирового океана принимает активное участие Всемирная метеорологическая организация при ООН. Совместно с Межправительственной океанографической комиссией эта организация провела важные наблюдения в рамках программы изучения глобальных атмосферных процессов (ПИГАП).

Среди неправительственных организаций, координирующих и инициирующих международные исследования океана, наиболее активной и результативно работающей является Научный комитет по океанологическим исследованиям (СКОР). Он был создан при Международном совете научных союзов в 1957 году. Его задачей является организация международных проектов и международного сотрудничества в изучении Мирового океана по различным областям океанологии, организация научных дискуссий по основным проблемам международного сотрудничества и науке об океане, планирование совместных экспедиций на международном уровне. В работе комитета участвует 35 стран. Имеется также ряд региональных неправительственных организаций, занимающихся вопросами научных исследований отдельных районов океанов: Тихоокеанская научная ассоциация (основана в 1930 г.), Научный комитет по антарктическим исследованиям (1918 г.) и др.

В последнее десятилетие осуществляется активный обмен информацией о природе Мирового океана, реализуется ряд международных программ по его изучению, производится совместная калибровка и стандартизация приборов, методик измерений и обработки данных.