Общая характеристика древнеегипетского государственного управления.
Власти
Институт верховной государственной
Древнеегипетское государство можно назвать монархическим, однако при этом следует иметь в виду, что это была весьма необычная монархия. К ней невозможно применить определения, используемые для характеристики монархии европейского типа. Ее нельзя назвать ограниченной или неограниченной, абсолютной или конституционной. Неверным будет и описание древнеегипетской монархии как деспотической. Не вполне соответствует ее сущности и словосочетание «теократическая монархия».
Носителем верховной власти являлся в Древнем Египте, как это и бывает в монархиях, один человек. Но он выступал не только в качестве главы государства, но и его основанием. Существование государства без монарха здесь было совершенно немыслимым. Система государственной власти, государственная территория, общество, духовная культура — все это при отсутствии верховного властителя останавливалось в движении и рассыпалось на отдельные части. Они соединялись только в монархе и приводились и движение только его властью.
Европейский монарх выступал в двух свойствах: с одной стороны — как физическое лицо, с другой — как политический институт1. Древнеегипетский же монарх воображался не только в них свойствах, но и представителем могущественных сил, управляющих Вселенной. В этом качестве он считался проводником, через который космическая духовная энергия входила в общественный и государственный организм, придавая ему соответствующий законам Вселенной порядок — «маат» и приводя жизнь людей в гармонию с природными процессами2.
Вместилищем данной энергии считалась царская душа, обозначавшаяся иероглифом, который звучал приблизительно как слово «Ка». Она мыслилась бессмертной, способной существовать независимо от человеческого тела. При этом предполагалось, что человек, предназначавшийся для должности верховного властителя, рождался вместе с Ка, но до восшествия на престол его тело не соединялось с царской душой. Их соединение происходило во время церемонии коронации, освящавшей появление нового верховного властителя. Проникая в тело коронующегося человека, Ка придавала ему божественность и силу, возвышая тем самым над людьми. Такое действие Ка иногда отражалось в титулатуре монарха, особенно в тех случаях, когда могли возникнуть сомнения в легитимности его восшествия на престол. Например, титулатура Хатшепсут — женщины, ставшей в первой половине XV века до н.э. верховным властителем
Смерть монарха представлялась египтянам гибелью только его тела — царская душа, освободившись от телесной оболочки, продолжала жить в новом помещении, которым становилась пирамида или другое сооружение, хранившее царское тело2. О том, что пирамида была домом для царской души — Ка, свидетельствует ее внутренняя конструкция, рисунки и надписи на стенах. Душа умершего царя должна была общаться со звездами, и в пирамиде предусматривались для этого окна, выходящие в небо.
Царская душа была объектом особого поклонения со стороны египтян и во время жизни верховного властителя. В ее честь воздвигали величественные статуи, которые в этом случае ставились, как правило, при храмах. Так, расположенные перед входом в колоннаду храма в Люксоре сидящие колоссальные фигуры фараона эпохи «Нового царства» Рамсеса II являются не чем иным, как изображением его царской души — Ка. Об этом свидетельствует надпись на основании одной из статуй3.
Представление о монархе как о носителей космической духовной энергии, приводящей в действие природные и общественные процессы, поддерживалось не только монументами, но и особыми ритуалами. Так, один из таких ритуалов призван был внушать египтянам, что главная их река периодически разливается не иначе, как по приказу носителя этой власти: при наступлении времени подъема Нила монарх приходил во главе торжественной процесии на берег и бросал в воду свиток с приказом реке немед-ш'мно разлиться. И река выполняла приказ — начинала спустя u.i кое-то время разливаться.
Ни в одной стране Древнего Востока фигура монарха не обволакивалась столь плотным облаком религиозно-политической мифологии, как в Древнем Египте. Это обстоятельство создает огромные трудности в реконструкции реального состояния института верховной государственной власти в этой стране. В исторических трудах чаще всего излагается лишь миф о фараонах, а не то, какими были в действительности их государственные функции и властные полномочия.
Впрочем, полностью отделить реальное от мифического в государственности Древнего Египта невозможно: творение и культивирование мифов о государственной власти было одной из основных функций древнеегипетского государства, которое являлось, с этой точки зрения, своего рода театром. Фараон выступал в нем в качестве не только главного, но и постоянного актера. Он продолжал играть роль и после своей смерти, которая, в представлении египтян, была не прекращением его существования, но лишь переходом в новое состояние — выходом его души из человеческого тела. Театром становилась теперь пирамида, в которую помещался саркофаг с телесной оболочкой фараона, превращенной в мумию. Сохраняя таким способом тело своего верховного властителя, египтяне полагали, что его дух, совершив путешествие к звездам, возвратится в свое прежнее обиталище.
Поддержание подобных мифов требовало огромных материальных средств: ведь для этого необходимо было возводить и украшать письменами и картинами пирамиды, статуи, стелы, величественные дворцы и храмы. Тот факт, что они создавались в Древнем Египте в довольно большом количестве, показывает, что верховная государственная власть имела в своем распоряжении огромные материальные богатства. Главными его источниками были налоги, собиравшиеся с населения, военные завоевания, позволявшие грабить чужие народы, а также собственное хозяйство монарха.
Особенно большими размерами оно отличалось в эпоху «Старого царства». Это показывают отчеты о состоянии государе i венного хозяйства и начертанные на монументах изображения и письмена1.
Экономическое могущество древнеегипетского верховного властителя облегчало ему задачу удержания в повиновении своих вельмож, сановников, местных правителей, чиновников государственного аппарата: он являлся для всех этих людей источником не только властных полномочий, но и материальных богатств. Почитание своего монарха как бога было для них вполне естественным. Приближаясь к государю, высшие должностные лица целовали землю перед ним. Если же государь дозволял кому-либо из сановников поцеловать свои ступни, это считалось проявлением высшего с его стороны благоволения по отношению к нему.
В исторической литературе древнеегипетского монарха любой исторической эпохи принято называть «фараоном (pharaoh)». При этом обыкновенно утверждается, что данное слово происходит от иероглифического знака, звучащего приблизительно как «перо (рего)» или «пер-аа (per-аа)» и обозначающего резиденцию монарха — «великий дом»2.
Между тем знак, передающийся в настоящее время термином «фараон», стал использоваться для обозначения верховного властителя Древнего Египта почти через две тысячи лет после возникновения в этой стране единого государства — где-то во времена «Нового царства». Более того, некоторые материалы свидетельствуют, что первоначально название египетского правителя, звучавшее как «перо» или «пер-аа», употреблялось при дворах
ближневосточных монархов, состоявших с ним в переписке, и только позднее получило применение в самом Египте. В качестве одного из титулов древнеегипетского верховного властителя знак, передающийся словом «фараон», был впервые использован применительно к Шешонку I, основателю XXII (ливийской) династии. Таким образом, называя всех правивших когда-либо в Древнем Египте монархов «фараонами», историки допускают слишком большую условность. Верховные властители «Раннего», «Старого», «Среднего» и «Нового» царств не имели такого титула. У позднейших же властителей Древнего Египта данный титул если и появлялся, то не был единственным.
В додинастический период древнеегипетский монарх обозначался титулом, представлявшим его воплощением бога Хора, которой считался египтянами владыкой Небес2. И данный титул был тогда единственным. Знак бога Хора, выраженный рисунком сокола, одновременно символизировал и верховную государственную власть. Титул ее носителя изображался в виде прямоугольного контура дворца с воротами в нижней его части и с восседающим на крыше соколом. Это изображение называлось словом, звучавшим приблизительно как серекх (srkh)3. Первоначально серекх никак не персонифицировался — так что было невозможно понять, какому конкретно человеку он принадлежал. Позднее внутри контура дворца, над воротами, стали помещать знак, отражавший то или иное качество бога Хора. Это мог быть рисунок скорпиона (Хор-Скорпион), сома (Хор-Сом) или знак, выражавший эпитет «сражающийся» (Хор-Аха).
В эпоху «Раннего царства» титулатура древнеегипетского монарха была дополнена тремя новыми титулами. Один из них называл его «осокой и пчелой», то есть соединяющим отдельные ч,1 сти в единое целое, например: Верхний и Нижний Египет, Черную землю и Красную землю (долину и пустыню), день и ночь, человеческое и божественное. Другой титул именовал монарха воплощением «двух владычиц», под которыми подразумевались богиня из Верхнего Египта по имени Некхбет, выступавшая в облике корту на, и богиня из Нижнего Египта по имени Уаджет, представлявшаяся в виде кобры.
Дуализм в характеристике верховного властителя, которую давали указанные титулы, воплощался и в ритуалах, которые он должен был регулярно совершать, и в его коронах. Как уже говорилось, одна из них — белая — считалась короной Верхнего (южного) Египта, другая — красная — короной Нижнего (северного) Египта. По мнению американского историка Генри Франкфорта, наименование египетского монарха царем Верхнего и Нижнего Египта «выражало в политической форме глубоко укорененную египетскую тенденцию понимать мир в дуалистических терминах в качестве серии пар противоположностей, балансирующих в неизменном равновесии. Вселенная в целом рассматривалась как "небо и земля". В свою очередь "земля" в рамках этой концепции понималась опять-таки дуалистически, как "север и юг", как "территория Хора и территория Сета", как "две земли", как "два берега (Нила)"... Когда фараон принимал на себя дуалистические титулы или называл себя "господином двух земель", он подчеркивал не разделенное начало своей власти, но ее универсальность»1.
Еще один титул древнеегипетского монарха называл его «Хором золота» (данный титул выражался рисунком сокола над знаком, обозначавшим золото). Смысл этого титула не вполне ясен. Можно предполагать, что им подчеркивалась божественная природа монарха, поскольку эпитетом «золотой» характеризовались боги.
В эпоху «Старого царства» в титулатуру древнеегипетского верховного властителя вошел пятый титул, который называл его Ра — бога солнца1. Это название подразумевало, что каждый монарх единого древнеегипетского государства имел двух отцов: он рождался своей матерью не только от земного отца — ее мужа, но и от бога Ра. Поэтому его сущность была двойственной: одновременно и человеческой, и божественной. Но если Ра счи-1.1 лея старшим, большим богом солнца, то древнеегипетский монарх — младшим, молодым богом. Есть основания полагать, что именно с титулом сына Ра было связано его наименование «фараоном». Знак «пр», от которого оно было выведено, являлся, возможно, корнем не слова «перо (рего)» или «пер-аа (per-аа)», обозначавшего «великий дом», резиденцию верховного властителя, но термина, который означал «великий сын»2. В пользу такого его толкования свидетельствует и название первоначальной резиденции верховных правителей единого древнеегипетского государства. Оно происходит от иероглифов, передающихся буквами «нкхн (nkhn), которые звучат, по мнению египтологов, примерно как Некхен (на греческом — Иераконполис). Одно из главных значений этих иероглифов выражается словами «город великого
сына».
В начале правления IV династии имена и титулы древнеегипетских властителей стали изображаться в овальном контуре.
Древнеегипетская цивилизация прославилась великими свершениями в монументальном искусстве и духовной культуре. Создание единого для всей страны государственного аппарата было достижением, которое вполне можно поставить в ряд великих культурных достижений Древнего Египта. Функционирование данного аппарата предполагало наличие письменности и обширного слоя грамотных и образованных людей. Его существование создавало условия для мирной жизни населения, обеспечивало порядок в обществе, сохранение хозяйства от разорения и соответственно развитие экономики. Наличие в распоряжении верховного властителя государственного аппарата позволяло ему сосредотачивать в своих руках огромные материальные ресурсы, благодаря этому содержать целые армии творцов произведений искусства: мастеров, художников, каменщиков, ремесленников, и осуществлять широкомасштабное строительство храмов, дворцов, пирамид и других величественных сооружений. Неслучайно ослабление верховной государственной власти, разрушение единого государства всегда сопровождалось в Древнем Египте прекращением строительства монументов, упадком всех видов искусства. Эта закономерность действовала при распаде «Старого царства», который начался в период правления шестой или даже пятой династий1. Она проявлялась и при крушении «Среднего царства», и в дальнейшем, когда государственное единство страны становилось чисто номинальным.
Государственный аппарат сложился в Древнем Египте в процессе формирования здесь единого государства — приблизительно в XXXIII-XXXI веках до н.э. Он был несущей конструкцией •того государства, его организационной основой. Правитель небольшого государственного образования мог превратиться в царя верхнего и Нижнего Египта лишь при условии, если в его распоряжении появлялся инструмент, дававший ему возможность осуществлять свою власть на всей территории страны. Административные органы и чиновники, наделенные статусом, авторитетом и полномочиями, позволявшими им подчинять население монаршей воле, и выступали в качестве такого рода инструмента.
Первоначально круг лиц, осуществлявших государственное управление, ограничивался членами семьи верховного властителя и другими его родственниками. Служебная иерархия строилась в :>тих условиях на основе родственных отношений: чем ближе был но родству к монарху государственный служащий, тем более высокую должность он занимал в администрации. С расширением территории государства и увеличением административных функций в сферу государственного управления стали вовлекаться люди, не «ходившие в круг родственников монарха. Но клановый принцип долго еще являлся доминирующим в организации древнеегипетского государства.
В эпоху «Старого царства» государственный аппарат превратился в обширный, состоящий из множества управленческих органов и должностей, бюрократический механизм. Он был предназначен для выполнения самых разнообразных функций: надзора за проведением работ в государственных хозяйствах, обеспечения сбора налогов, контроля за производством и распределением продуктов. Одной из важнейших сторон государственной деятельности было в Древнем Египте отправление религиозного культа.
Храмовые корпорации являлись частью государственного аппарата, а жреческие должности входили в категорию государственных должностей. Для защиты от вторжений на территорию страны чужеземных войск, а также при появлении необходимости совершить военный поход в чужие земли (например, за какими-нибудь материалами для строительства монументов) местные правители собирали вооруженные отряды и предоставляли их в распоряжение верховной власти.
Скудость дошедших до настоящего времени сведений о государственном аппарате Древнего Египта не позволяет реконструировать его реальное состояние в сколько-нибудь полном виде не только применительно к эпохе «Старого царства», но и к позднейшим временам1. Но очевидно, что он был институциализирован и довольно слабой степени — во всяком случае, совсем не так, как в современном государстве. То, что в исторической литературе, посвященной Древнему Египту, называется «министерствами», «ведомствами» или «департаментами»2, на самом деле являлось в большинстве случаев лишь направлениями государственной деятельности или функциями государства, исполнявшимися отдельными должностными лицами или группами чиновников.
Финансовое направление деятельности государственных властей предполагало организацию сбора налогов и надзор за поступлением в казну доходов из царского хозяйства, а также контроль за расходованием казенных средств для обеспечения жизнедеятельности монарха и его семьи, сановников царского двора, служащих государственного аппарата. Для выполнения этих функций назначались соответствующие надзиратели и контролеры, для содействия им определялись помощники.
Экономическое направление государственной деятельности составляли, например: руководство царским хозяйством, обеспечение добычи материалов для строительства и других полезных ископаемых, ведение торговли как на территории страны, так и за ее пределами, организация общественных работ для строительства каналов, дорог, зданий, городских стен.
Военное направление государственной деятельности выражалось прежде всего в мерах по обеспечению охраны границ страны, защиты ее населения от нападений армий иностранных государств. Вместе с тем древнеегипетское государство и само вело агрессивные войны. Их целью мог быть захват рудников, позволяющих получить какие-либо необходимые для строительства или производства материалы1. Военные походы за пределы страны могли совершаться египетскими властителями также с целью захвата материальных ресурсов или пленных для обращения их в работников2, но нередко они были просто ответной реакцией на военное вторжение иностранцев.
Идеологическое направление деятельности древнеегипетского государства было в эпоху «Старого царства» необыкновенным по своему размаху. Государственная власть развернула широки масштабное строительство храмов, пирамид, статуй монархии м других культовых монументов. На обеспечение отправления религиозного культа, проведение торжественных церемоний, праздничных или погребальных, призванных внушать почтение к главе государства, тратились огромные государственные средства. Организацией этих церемоний занимались специально назначенные для этого сановники.
Социальное направление государственной деятельности также имело идеологическую окраску. Его содержание составляли меры по поддержке населения во времена стихийных бедствий, в сезоны неурожаев. В этих ситуациях государство приходило на ни мощь простым производителям: чиновники бесплатно раздавали им зерно, масло и другие необходимые для жизни продукты. Раздачи в голодные годы простым египтянам припасов из государстве венных хранилищ практиковались во все периоды существования в Древнем Египте мощного единого государства, но правилом они стали именно в эпоху «Старого царства».
Судебная функция государства осуществлялась царем, тжати и должностными лицами государственного управления, в том числе жрецами. В эпоху «Раннего» и «Старого» царств суд вершился как религиозная церемония. Царь слушал споры и выносил решения в месте, которое называлось «Залом Хора». Тжати мог вести судебный процесс единолично или с группой своих помощников. Споры по сделкам, предполагавшим передачу имущества от одного лица к другому, могли рассматриваться в суде под названием, звучавшим подобно словам «Акхкет Кхуфу». Он состоял из чиновников государственного управления и заседал, как показывают источники, около пирамиды Хеопса1.
В эпоху «Нового царства» суд вершился, как правило, коллегиями или советами чиновников (кенбетами). По всей видимости, они создавались специально для рассмотрения различного рода споров. Местные кенбеты, выступавшие в качестве государственных судов низшей инстанции, состояли из чиновников местного управления. Роль судов более высоких инстанций выполняли кенбеты чиновников центрального управления. Существовали кенбеты и при храмах. В столице для решения споров и качестве суда высшей инстанции действовал «великий кенбет», и состоявший из высокопоставленных чиновников. Председательствовал в нем тжати1. Оформлением судебных процедур во всех кенбетах занимались писцы. В столичном кенбете эту задачу выполнял писец высшего ранга — «царский писец». Смешение судебной функции государства с административной исключало появление профессиональных судей.
Неразвитость институционной основы государственного управления Древнего Египта отражалась в терминологии, обозначавшей государственные должности: в египетском языке отсутствовало понятие государственного органа вообще, а названия должностей чиновников обозначали чаще всего не место в государственном управлении, но род государственной деятельности. Типичными для древнеегипетского государственного аппарата наименованиями должностей были выражения, начинавшиеся со слов «надзиратель», «контролер», «хранитель». Весьма значимой фигурой здесь являлся, например, «надзиратель за царскими зернохранилищами», «контролер писцов царской казны», «хранитель печати». Распространенными были названия должностей, которые строились по моделям: «тот, кто делает то-то и то-то», «посвященный в такие-то дела» и т. д.
Официальная древнеегипетская идеология представляла власть монарха в качестве универсальной, распространяющейся не только на территорию страны, но и на всю вообще землю и даже на небо. Этому воззрению соответствовали такие наименования государственных должностей, как, например: «глава всех продуктов, которые дает небо и доставляет земля».
Верхнюю ступень аппарата управления современного государства составляет, как известно, правительство — Совет или Кабинет министров. Вершину государственного аппарата Древнего Египта образовывал двор монарха. В него входили должностные лица, приближенные к главе государства, среди которых высшим был тжати (визирь). Полномочия дворцовых сановников имели, как правило, самый общий характер, а титулы содержали указание на предназначение их носителей служить монарху, выражавшееся в таких фразах, как, например: «следующий за монархом», «слуга монарху», «посвященный во все царские тайны» и т. д. Дворцовые должности были по своей сущности лишь царскими поручениями, но сановники, призванные к их исполнению, часто занимали и какие-либо постоянные места в государственном аппарате.
Высокопоставленные государственные служащие имели, ни обыкновению, несколько титулов и званий. И чем выше кто-либо из них стоял в служебной иерархии, тем, как правило, длинно была его титулатура. Она состояла обычно из титулов и звании, указывавших не только на исполнявшиеся им государственные должности, но и на его принадлежность к той или иной социальной группе. В титулатуре чиновника могли содержаться также указания на его добросовестность, преданность своему начальнику и царю. Подобное качество выражал, например, следующий титул: «Надзиратель за зернохранилищем, который каждый день исполняет желания своего господина»1.
Наряду с титулами, отражавшими действительно исполнявшиеся их носителями административные функции, существовала категория почетных титулов — таких, как, например: «Администратор Хора — звезда на вершине неба», «Сотрудник Некхена»2.
Названия должностей, связанных с выполнением той или иной государственной функции, не были постоянными: они могли меняться даже просто при назначении на них новых лиц. Но по сложившемуся еще в эпоху «Раннего царства» обычаю должности государственных служащих, в особенности жреческие, считались египтянами семейной собственностью и, как правило, переходили в порядке наследования от отцов к сыновьям. Для обеспечения материального содержания своих чиновников монарх передавал им земельные участки, работников для их обработки, скот. Все это имущество было привязано к должности и наследовалось вместе с нею. Такой порядок существовал и в эпоху «Старого царства», и во все последующие времена.
Египтолог О. Д. Берлев, исследуя надписи на древнеегипетских памятниках, относящихся к эпохе «Среднего царства», сделал вывод о том, что «должности были таким же объектом собственности, как земля, скот, вещи. Должности присваивались и отчуждать, как и прочее имущество, а вместе с ними и реальное обеспечено должности, в которое входили и люди. Египтянам, разумеется, приходилось делать различие между должностным и личным иму-ществом, хотя то и другое рассматривалось как dt (собственность). Различие это состояло вовсе не в том, что личное имущество было, так сказать, постоянной, а должностное — временной собственностью. Коль скоро держание должности было наследственным, па разница скрадывалась. Существенным было лишь то, что должностное имущество было неотделимо от должности и могло отчуждаться только вместе с нею. Это обстоятельство способно было в известных условиях превращать должностное имущество в своего рода экономическую крепость того или иного лица, тогда как личное могло играть роль разменной монеты»1.
Передача должностей по наследству от отцов к сыновьям считалась в Древнем Египте явлением желательным по целому ряду оснований. Во-первых, эта практика поддерживала стабильность государственного аппарата и общества. Во-вторых, она обеспечивала семьям государственных служащих постоянный уровень материального благосостояния. В-третьих, обычай передачи должностей по наследству был выгоден жрецам. Принимая на себя отцовскую должность, приносившую доход, сын получал возможность поддерживать культ своих предков и совершать дары в пользу храмов. Жрецы поэтому желали служилым египтянам, чтобы они передавали свои должности детям2.
Факты показывают, что в Древнем Египте наследовались должности не только жрецов и гражданских чиновников, но и военных командиров. Так, начальник одной из пограничных крешн мм на территории Верхнего Египта, назначенный на этот пост еще в молодом возрасте правителем Фив Ментухотепом I (приблизительно 2133-2117 гг. до н.э.), оставил надпись, в которой сообщил, что стал нести службу «еще во младенчестве, т. е. в той поре, когда царь имеет обыкновение назначать человека на должность лишь в том случае, когда человек занимает место (умершего) отца своего»1. Из этого сообщения следует, что отцовская должность переходила сыну в порядке наследования не самопроизвольно, ми путем назначения его на это место монархом. Кроме того, из текста приведенной надписи вытекает, что в порядке наследования можно было получить должность в таком молодом возрасте, в ко тором иным образом ее невозможно было заиметь.
Указанный случай относится к переходному периоду между эпохами «Старого» и «Среднего» царства. Распад единого древнеегипетского государства, когда бы он ни происходил, всегда сопровождался разрушением общеегипетского государственного аппарата. Возрождение же единого государства означало восстановление и центрального государственного управления.
Древнеегипетский государственный аппарат эпохи «Среднего царства» являлся более сложным административным образованием, по сравнению с аппаратом государства предшествовавшего времени. Одной из главных его частей стала постоянная армия. Она обеспечила подавление сопротивления местных правителей, ставших в период анархии самостоятельными государями, и в последующем была одной из основных опор верховной государственной власти. Военачальники вошли в состав царского двора, в ближайшее окружение монарха. Они заняли должности в центральном и местном управлении. Об этом свидетельствуют такие появившиеся в указанную эпоху должностные титулы, как «главный из руководителей городской милиции», «солдат городской милиции», «писец армии» и т. д.2
В период правления Сенусерта III была осуществлена административная реформа, результатом которой стало резкое ослабление власти местных правителей — во всяком случае, в регионах, прилегавших к Фивам, резиденции монархов. Эти регионы были разделены на две части: северную и южную. Для управления каждой из них был создан государственный орган с названием, звучавшим примерно как «варет (waret)». Его штат составляла целая группа должностных лиц: 1) чиновник, носивший титул «докладчика», который являлся, по всей видимости, руководителем варета, имевшим право доклада тжати или царю; 2) чиновник с титулом «второй докладчик», который был, похоже, его заместителем; 3) рядовые чиновники; 4) писцы. В составе варета имелся также совет или суд, предназначенный, как представляется, для разрешения споров1. И северный и южный вареты располагались и Фивах: они являлись, следовательно, органами центрального государственного управления, сфера деятельности которых была ограничена определенными территориями. Подобный характер деятельности имели почти все органы и служащие древнеегипетского государственного аппарата: их административные полномочия распространялись, как правило, не на всю страну, но лишь на определенную территорию. Единственным должностным лицом центрального государственного управления Древнего Египта, у которого пространство административной деятельности составляла вся страна, был тжати (визирь). Но такое положение он сохранял не во все эпохи древнеегипетской истории, а лишь в периоды «Раннего», «Старого» и «Среднего царства». В эпоху «Нового царства», когда территория Египта, вследствие серии успешных завоевательных войн, существенно расширилась, появилось два сановника с титулом тжати: один — для Южного Египта, другой — для Северного. Единственной персоной, обладавшей властью над всей страной, оставался после этого лишь фараон, царь Верхнего и Нижнего Египта. Тжати, который прежде являлся наряду с монархом фигурой общеегипетского масштаба, превратился
му пирамид», — делают вывод авторы книги «Солдат фараона. Египет Среднего царства, 2055-1650 гг. до н.э.» (Soldier of the Pharaoh. Middle Kingdom Egypt 2055-1650 В. С. Oxford, 2007. P. 5). в сановника с ограниченным пространством власти. Однако эта перемена не уравняла его с другими египетскими сановниками. В рамках подвластной ему территории тжати действ.....
как настоящий государь. Должность тжати во все эпохи истории Древнего Египта имела особое значение в механизме осуществления государственной власти.
Тжати (визирь)
Должность, называвшаяся словом, которое звучало приблизительно как «тжати», была главной в древнеегипетском государственном аппарате, но ее нельзя отождествлять с постом современного главы правительства — премьер-министра, что нередко делают историки1. Статус тжати в обществе, его место в механизме осуществления государственной власти, административные функции и должностные полномочия были такими, каких не им с ет ни одно должностное лицо в современном государстве. Более того, должность, аналогичную тжати, трудно найти в средневековых государствах и государствах той эпохи, в которую существо вал Древний Египет.
В исторической литературе тжати ий деятельности составляла вся страна, был тжати (визирь). Но такое положение он сохранял не во все эпохи древнеегипетской истории, а лишь в периоды «Раннего», «Старого» и «Среднего царства». В эпоху «Нового царства», когда территория Египта, вследствие серии успешных завоевательных войн, существенно расширилась, появилось два сановника с титулом тжати: один — для Южного Египта, другой — для Северного. Единственной персоной, обладавшей властью над всей страной, оставался после этого лишь фараон, царь Верхнего и Нижнего Египта. Тжати, который прежде являлся наряду с монархом фигурой общеегипетского масштаба, превратился
му пирамид», — делают вывод авторы книги «Солдат фараона. Египет Среднего царства, 2055-1650 гг. до н.э.» (Soldier of the Pharaoh. Middle Kingdom Egypt 2055-1650 В. С. Oxford, 2007. P. 5). в сановника с ограниченным пространством власти. Однако эта перемена не уравняла его с другими египетскими сановниками. В рамках подвластной ему территории тжати действ.....
как настоящий государь. Должность тжати во все эпохи истории Древнего Египта имела особое значение в механизме осуществления государственной власти.
Тжати (визирь)
Должность, называвшаяся словом, которое звучало приблизительно как «тжати», была главной в древнеегипетском государственном аппарате, но ее нельзя отождествлять с постом современного главы правительства — премьер-министра, что нередко делают историки1. Статус тжати в обществе, его место в механизме осуществления государственной власти, административные функции и должностные полномочия были такими, каких не им с ет ни одно должностное лицо в современном государстве. Более того, должность, аналогичную тжати, трудно найти в средневековых государствах и государствах той эпохи, в которую существо вал Древний Египет.
В исторической литературе тжати именуется чаще всего термином «визирь», которым обозначался помощник калифа или султана в средневековых мусульманских государствах2.
Грань между обществом и государством была в Древнем Египте весьма зыбкой: государство в этой стране было силой, формировавшей общество, определявшей его существование в качестве единого социального организма. При таком устройстве государственной и общественной организации верховная государственная власть неизбежно приобретала такое же значение, которое мозг имеет для человеческого организма. Но сам по себе данный орган функционировать не может. Для этого организму необходимо еще и сердце, и глаза, и уши. Тжати и представлял собой все названные органы. И такая сущность этой фигуры предельно ясно сознавалась в Древнем Египте. Вот почему тжати по имени Рекхми-ра заявлял о себе в могильной биографической надписи: «Я сердце господина, уши и глаза монарха».
В отличие от визиря в мусульманских государствах, в отличие от префекта претория в Римской империи, древнеегипетский тжати был не просто помощником верховного властителя: он воплощал собой органы государственного организма, посредством которых приводились в движение все клетки этого организма, благодаря которым последний жил полноценной жизнью.