Художественная культура Египта эпохи Древнего царства

Особенности древнеегипетской цивилизации

 

Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. Лишь в 1822 году французский учёный Франсуа Шампольон нашёл ключ к расшифровке египетских иероглифов. Сами египтяне называли свою страну «Чёрная земля», подчёркивая плодородность её почвы, в противоположность «Красной земле» - пустыне. Зарождение египетской цивилизации относят к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. Особого расцвета культура Древнего Египта достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царств.

 

Можно выделить некоторые характерные особенности древнеегипетской культуры:

- раннее зарождение классовых отношений и государственности;

- изолированное географическое положение страны, что обусловило отсутствие культурного заимствования извне;

- культ загробного мира, «царства мёртвых»;

- обожествление власти правителя, которая распространяется на подданных и после смерти фараона;

- восточная деспотия, иерархичность власти;

- тесная связь искусства и религиозного культа, заупокойного ритуала;

- для искусства характерны монументальная архитектура и статичная скульптура.

 

Основными архитектурными сооружениями данной эпохи были усыпальницы-пирамиды. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара. С ней связаны два принципиальных для древнеегипетской архитектуры момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, дворов, молебен, окружающих шестидесятиметровую усыпальницу. Второй момент — это воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали, что отражало растущую власть «сынов Солнца — фараонов».

Классическими образцами такого рода сооружений являются три крупнейшие пирамиды фыраонов четвёртой династии — Хеопса, Хафра и Менкаура. Они являются первым из семи чудес света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная — пирамида Хеопса: её высота 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Общий вес пирамиды около 7 млн т. Высота пирамида Хафра 143, 5 м, а пирамиды Менкаура — 66,5 м.

Остаётся неясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. И ещё: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть лезвие ножа. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырёхгранную форму. Они служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Облицовка пирамид (шлифовальные плиты) не сохранились, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены. Вход в пирамиду находится на северной её грани, внутрь ведёт низкий коридор, причём угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них — Ка — продолжала оставаться в теле и после смерти, причём благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли как продолжением земной, зависело от степени сохранности тела усопшего, именно поэтому тело умершего мумифицировали (бальзамировали).

Пластическое искусство, т.е. скульптура. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественных традиций. Фараоны изображались обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами; в их статуях подчёркивалась огромная физическая сила. Скульптура Древнего царства передавала определённое сходство, но, как правило, идеализировало образ. Статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. В эту эпоху вырабатываются строго определённые типы статуй: стоящая, с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, и сидящая, с руками, положенными на колени. Для обоих типов характерны следующие художественные приёмы: фигуры выполнены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлён вперёд; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчёркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались. Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека высечен из цельной скалы. Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафром. Огромный Сфинкс охранял покой мира мёртвых, он воплощал божественность царской власти. Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своём роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.