Пантеон.

Греки считали, что мир людей тесно связан с миром богов. Боги постоянно вмешиваются в дела людей, но и люди с помощью жрецов-предсказателей узнают о божественной воле. Эти предсказатели (оракулы) жили при храмах. Наиболее известными были храмы Зевса в Додоне (Эпир).

В VIII—VI вв. до н. э. рождается греческая литература. Ранее всего у греков, как и других народов, стала развиваться эпическая поэзия. Это объясняется тесной связью эпоса с устным народным творчеством, с многочисленными мифологическими рассказами о богах и героях. Лучшими образцами эпической поэзии стали поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Бурное развитие переживает греческая архитектура. Главное внимание архитекторов было направлено на художественную разработку зданий общественного назначения и прежде всего храмов богов. Храмы архаики лучше сохранились на Апеннинском полуострове и в Сицилии, где в богатых и оживленных городах греческой колонии процветали философия, ремесла, искусство. В Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах воздвигались огромные храмы. Особенно полное выражение нашли здесь принципы дорического ордера. Именно в храмовом строительстве была разработана знаменитая ордерная система архитектуры, которая в последующем определила развитие греческой, а затем и римской архитектуры. Ордерная система предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн, четкое разделение несущих и несомых частей, украшение храма скульптурой и живописью. Самым ранним греческим ордером был дорический, отличающийся некоторой приземистостью или массивными тяжеловесными формами. В VI в. до н. э. появляется ионический ордер, ему присущи более стройные и легкие формы.

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи.

Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны - изображения божеств, исполняемые в дереве, редчайшие экземпляры которых были недавно найдены в греческих городах Сицилии.

В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела. Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки.

По мере утверждения полисного мировоззрения, роста значения личности гражданина постепенно вырабатывается господствующий образ — обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека (радостное настроение скульпторы изображали с помощью улыбки (архаическая улыбка)), который мог относиться к божеству, герою или атлету-воину. Такие статуи называли куросами.

Курос из Паросского Асклепиона, Лувр. Пример архаической улыбки

«Клеобис и Битон»

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой.

Они изображали молодых людей, стоящих в фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты.

Другим художественным образом была задрапированная женская фигура — богини или хранительницы домашнего очага, матери семейства.

Кора.

В ионических мастерских Балканского полуострова. Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Такова женская головка из Милета.

В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит, чуть склонив голову, его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз, бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности.

Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги.

Мастера поздней архаики обращаются к сложным пластическим задачам, стараясь показать человека в действии - скачущим на лошади или приносящим на алтарь животное.

В мраморной статуе Мосхофора изображен грек с теленком, покорно лежащим на его плечах. Лицо афинянина озарено сиянием радости. Кажется, что не теленка приносит он в жертву, а посвящает божеству самые дорогие свои чувства.

 

В живописи и вазописи Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах, деревянных досках (сцена жертвоприношения из Сикиона).

В рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Художественно совершенные сосуды изготавливались на Крите, островах Делосе, Мелосе, Родосе и в городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в VII и в начале VI века был город Коринф, а в VI веке - Афины. В VII веке формы ваз становятся разнообразнее, но заметно тяготение к округлости контуров. В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль. Кроме черного лака использовались белая краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей - процарапывание. Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 г. до н. э.